Актуально

Стресс-тест

Стресс-тест

Если память школьника подводит, это не должно мешать сдаче ЕНТ

 Директор средней школы № 40 города Тараза Александр Гибнер полагает, что система, созданная для борьбы с коррупцией при сдаче Единого национального тестирования, требует кардинальной доработки. В интервью газете «Знамя труда» он изложил свой оригинальный взгляд на решение этой проблемы.  - Александр Абрамович, Глава государства считает необходимым разработать положение о правовой ответственности за препятствия работе комиссий по проведению ЕНТ, вмешательство в проведение тестирования со стороны родителей учащихся, педагогов, должностных лиц, использование средств связи в целях подсказок экзаменуемым и так далее. Каким, на Ваш взгляд, оно должно быть? - Знаете, когда-то я сам был двумя руками за Единое национальное тестирование, но сейчас понимаю, что оно ведет в тупик. Человеческий фактор остается. Кроме того, если раньше у нас было проблемное обучение, мы практиковали научно-проектную работу, которая заставляла ученика думать и делать выводы, то сейчас мы пришли к зазубриванию ответов на вопросы тестов. Особенно это касается истории Казахстана и географии. Там все вопросы на запоминание, а не на логику. Какая тут может быть творческая работа? Я вообще считаю, что в современном мире накоплен слишком большой объем информации, который не нужно запоминать. Года рождения видных деятелей или формулы всегда можно найти в справочной литературе или в Интернете. Учеников прежде всего нужно учить анализировать и использовать накопленные человечеством знания. И проверка их должна строиться по тому же принципу. - В январе министр образования и науки РК Аслан Саринжипов заявил о необходимости модификации Единого национального тестирования. В частности, он за внедрение опыта развитых стран, где тест можно сдавать несколько раз. Как Вам такой подход? - Это хорошая идея. Потому что ЕНТ сопровождается огромным психологическим стрессом. Даже отличник в самый ответственный момент может впасть в ступор. Он смотрит на вопросы и не видит там правильных ответов. Я вообще считаю, что сдавать тестирование нужно в тот момент, когда человек к нему морально и физически готов (не болеет, выспался, хорошо подготовился). В идеале нужно в каждом районе в центрах национального тестирования установить по 20 - 30 компьютеров и дать возможность выпускникам школ, если они хотят, проходить проверку знаний последовательно - предмет за предметом, а не одновременно сдавать тест по всем дисциплинам сразу. Причем если результат проверки окажется плохой, дать выпускнику возможность подготовиться и сдать тест еще раз. Пусть даже это будет платной процедурой. Думаю, такой подход только повысит эрудицию потенциальных студентов. Сейчас от ЕНТ зависит вся жизнь выпускника. Поэтому в ночь перед Единым нацио-нальным тестированием большинство учеников вообще не спит. А если школьник знает, что любой предмет всегда можно пересдать, то он спокойнее будет переживать этот момент. - Как Вы относитесь к идее министра образования сдавать тесты в режиме онлайн? - В таком случае они все равно должны проходить в центрах тестирования, чтобы исключить возможность подсказок со стороны учителей или более подготовленных учеников. Дома это делать определенно нецелесообразно. - Пока что тесты сдавались на бумаге, не создаст ли новых проблем переход на компьютерное тестирование, за которое также ратует Аслан Саринжипов? - Думаю, нет. Напротив. В нашей школе дети уже десять лет сдают тесты с помощью компьютеров. Это тренирует мозг, потому что никогда не знаешь, какой следующий вопрос предложит программа. В то же время если какое-то задание остается без ответа, к нему всегда можно вернуться. Технологии это позволяют. Я думаю, что государственный конт-роль нужен не только при поступлении в вуз, но и на выходе из него. Ведь высшие учебные заведения сейчас фактически выпускают неконкурентоспособных специалистов. В нашу школу устраиваться на работу учителем информатики пришли 11 молодых специалистов. Мы предложили им пройти тестирование по программе за девятый класс. Восемь человек вообще отказались это делать, двое ответили правильно на 30 процентов вопросов и один - на 50 процентов. Чему они научат? Но это уже тема другого разговора, - завершил нашу беседу Александр Гибнер. С 2004 года в стране Единое нацио-нальное тестирование проводилось уже десять раз. За это время примерно четверть выпускников школ не смогла преодолеть заданный пороговый уровень. Вопросы тестирования на 2013 год были обновлены на 36 процентов. В них появилось чуть больше заданий логического характера. Судя по информации, появляющейся в СМИ, в следующем году подходы к проверке знаний могут еще несколько измениться.

Елена ЕФИМОВА