Реформы должны коснуться и колледжей
Президент страны Нурсултан Назарбаев определил профессиональное образование и привлечение работодателей к участию в профобучении и образовании одним из главных приоритетов. Все большее значение приобретает непрерывное образование взрослых, усовершенствование ими профессиональных навыков, развитие личности. На что, собственно, и направлена деятельность учебных заведений при Комитете уголовно-исполнительной системы, в том числе и нашего колледжа, находящегося в учреждениях ЖД 158/2, 158/4, 158/7 ДУИС по Жамбылской области. Мы обучаем осужденных многим востребованным сегодня специальностям газоэлектросварщика, токаря, электромонтера, оператора ЭВМ и швейного оборудования, каменщика, крановщика, комлектовщика мебели. И закрытость учебного заведения - не повод для того, чтобы реформы обходили его стороной. Образовательный процесс ориентирован на индивидуальность и личностный успех, что помогает подготовить квалифицированного и востребованного работника, пусть сегодня в местах лишения свободы, а завтра - нужного обществу, учебный процесс - на применение блочно-модульной технологии, которая удачно вписывается в профессиональное и теоретическое обучение, особенно в обучении взрослых. Но любые, даже самые современные технологии мертвы, если они не апробируются. Благодаря таким фанатам своего дела, как Ержан Уалиев, Марс Фазлаев, Сергей Илюшкин, Даулет Киргизбаев, Кудабай Базаров, Карим Есалиев, Динмухамед Сапарбеков, Абдухамит Машанло, Бахыт Малдыбаев и другим, они находят свое применение в учебном процессе в целом, а также на уроках теоретического и производственного обучения. Внедряем мы и дуальную систему, однако из-за отсутствия полноценной производственной практики (в связи со спецификой учреждения) процесс этот идет медленно. Оставляет желать лучшего и оснащение аудиторий новейшей компьютерной техникой. Отсутствие финансовых средств не позволяет колледжу самостоятельно решить эту проблему, хотя для специфического контингента учащихся использование компьютерных технологий - важный во всех отношениях вопрос. Их применение позволило бы значительно увеличить объем усваиваемой информации, подавать ее в более обобщенном, систематизированном виде, причем не только в статике, но и в динамике, позволило бы расширить круг упражнений, более тщательно закреплять изученное. И еще один немаловажный фактор: чем раньше наши учащиеся познакомятся с компьютером и его возможностями, тем легче им будет адаптироваться к условиям современного социума после отбытия срока наказания. Однако здесь не обошлось и без ложки дегтя: с нынешнего года в дипломах будет указываться, где получили образование их обладатели. Понятно, что теперь процесс адаптации 250 выпускников закрытого учебного заведения несколько усложнится. Сегодня профессионалы рабочих специальностей буквально нарасхват. Причем с расширением и строительством новых предприятий проб-лема эта будет только обостряться. Тут бы и нашему колледжу расширить свою учебно-материальную базу, увеличить контингент учащихся, открыть востребованные специальности, да финансирование строго регламентировано, несмотря на то что учеба в стенах колледжа оказывает благотворное влияние на тех, кто стоит на распутье: учиться или не учиться. В последнее время все актуальнее становится вопрос формирования эффективной системы взаимоотношений между организациями образования и предприятиями, союзами работодателей, службой занятости и другими социальными партнерами. На мой взгляд, все эти структуры должны уделять более пристальное внимание трудо-устройству бывших осужденных. Человек не должен возвращаться назад из-за равнодушия и ощущения себя балластом в обществе. В настоящее время техническое и профессиональное образование нуждается в поддержке как со стороны государства, так и со стороны производства. Первое в силе обеспечить законодательную базу и методику обучения, второе - источник практического обучения и материального стимула. Система профобразования открыта для диалога, и многие учебные заведения имеют спонсоров и базовые предприятия. Хотелось бы, чтобы и на нас обратили внимание. Одна только интерактивная доска (пока диковинка для нас) могла бы улучшить учебный процесс в десятки раз. В том, что это нужно обществу, никто не сомневается. Такой тандем с социальными партнерами был бы нашим совместным вкладом в реализацию Стратегии «Казахстан-2050».Александр ДРЮЧИН, преподаватель колледжа № 15