Меню

То ли ещё будет!

То ли ещё будет!

То ли ещё будет! То ли ещё будет!
Фото из открытого источника

Маневровые тепловозы собирают и в Шу

У каждого региона есть свои градообразующие предприятия. В Шуском районе таковым является локомотиворемонтный завод.  За 16 лет существования завод несколько раз менял свое название, но основное направление деятельности сохранил. В свое время он выпускал тепловозы с американскими дизелями фирмы «Дженерал Электрик». В недалеком прошлом заводчане даже наладили сборку и выпуск российских комбайнов «Енисей». Однако этот проект просуществовал недолго, хотя шусцы успели создать более сотни единиц нужной для сельского хозяйства техники с надписью на кабине «Енисей-Шу», которая сейчас бороздят казахстанские поля. Конец 2012 года был ознаменован запуском нового проекта - руководство АО «Камкор-локомотив» заключило договор с китайскими партнерами о выпуске их маневровых тепловозов на Шуском заводе. Это событие даже демонстрировалось в прямом эфире телемоста с участием Президента страны Нурсултана Назарбаева. Быстрыми темпами коллектив предприятия подготовил имеющуюся базу под новое производство, благо, за несколько лет до этого были пущены в эксплуатацию цеха мойки, очистки и окраски кузова локомотива. В кратчайшие сроки был произведен монтаж необходимого оборудования.

- В 2012 году мы собрали первый маневровый тепловоз, состоящий на пять процентов из казахстанских запасных частей и на 95 процентов - из китайских. Он получил название «ТЭМ-KZ», и именно его представили Главе государства во время телемоста. Заявки на маневровые тепловозы данного типа подали АО «Локомотив» и ТОО «Локомотив-2030». А в 2013 году было собрано 18 тепловозов «ТЭМ-KZ», которые уже на 31,8 процента состоят из казахстанских деталей. В настоящий момент на заводе проходят модернизацию еще семь железных тулпаров. Под модернизацией подразумевается внесение изменений и усовершенствований в некоторые механизмы тепловозов по желанию заказчика. Кроме того, мы проводим сервисное обслуживание австрийской путевой техники, ремонт и другой железнодорожной техники, - проинформировал исполняющий обязанности главного инженера предприятия Марат Нурбаев. Всего на заводе действует 21 цех. Особый интерес вызывает экспериментальный, где изготавливаются первые образцы деталей. Работники этого цеха вначале тщательно изучают чертежи и схемы, по которым затем изготавливаются новые запчасти. Очень сложная работа требует усидчивости и терпения. Здесь никто не имеет права на ошибку и небрежность, так как по образцам экспериментального цеха «след в след» идут работники других цехов. Цехом руководит Александр Хорошун, под его началом трудятся настоящие профессионалы своего дела, такие слесари, как Жазылбек Жунусов, Шокан Ильясов, Халел Адилбеков, Жумахан Ибраев. Ответственная и сложная работа у Владимира Волкова, занимающегося выточкой деталей. Более двадцати лет проработал в данном цеху фрезеровщик Жылкыбай Койшибеков.

- Иногда приходится выпускать очень сложные в исполнении детали, - говорит Жылкыбай. - Порой мы даже сами не верим, что справились с задачей, которую раньше выполнять не приходилось. В такие моменты испытываем большую радость и гордость. А иногда бывает, и простые детали даются с огромным трудом. Работа с железом тоже ведь требует творческого подхода и вдохновения. - У нас успешно действуют все имеющиеся цеха: цех по сборке тепловозов и их испытаний, дизельный цех по разборке, сборке и ремонту дизеля, колесно-тележечный цех, электромашинный, цех по ремонту якорей главного генератора, цех по ремонту контрольно-измерительных приборов и автоматов, цех диагностики и неразрушающего контроля и другие. При заводе действует свой литейный цех, в котором производится плавка бронзы и латуни для изготовления запасных частей ремонтируемых узлов и агрегатов локомотивов. Наше предприятие производит моторно-осевые подшипники, вкладыши и резинотехнические изделия, запасные части из чугуна, цветного литья, которые раньше приходилось закупать на стороне, - сообщил руководитель отдела технического контроля Кадырхан Карымсаков. Впереди коллектив завода ожидают новые перспективы, ведь останавливаться на достигнутом, как показало время, он не собирается.

Нуржан КАДЫРБЕКОВ, Гульжанат АБДИКАРИМ (фото)

Самые читаемые статьи недели: