Новости

Такие разные игры

Такие разные игры

У каждой эпохи свои приоритеты

Деревянные лошадки, послушные чубчики, куклы-пупсы с пластмассовыми прическами - атрибуты моего детства, приметы 50-60-х годов прошлого века. Что изменилось с тех пор? Какие сегодня самые маленькие граждане нашей страны? Что им интересно, чем занимаются, о чем думают, как размышляют?  За плечами - богатый опыт работы с дошколятами, позволяющий профессионально сделать небольшой экскурс в прошлое и на примере трех поколений - моего, моих детей и внуков - сравнить, как менялись мир дошкольника и задачи воспитания. Итак, собственное детство. Конец пятидесятых… Образцово-показательный детский сад имени Н. Крупской, расположенный в районе сегодняшнего дома быта «Куаныш». Строгая дисциплина: воспитатели стоят навытяжку перед директором, а мы, дети, сидим на стульчиках, поем патриотические песни, кругом идеальный порядок. А так хочется свободы движения, бегать, играть. Второе поколение - мои дети. Я уже профессионал с высшим специальным образованием, прошедший практически все должностные ступени дошкольного работника. Теперь уже я и мои сверстники-педагоги «лепим» из детей гармонично развитую личность в формате строителя коммунистического общества. Но навязанным темам малыши по-прежнему предпочитают игры по желанию - в войнушку, магазин, домик. Детворе живется вольготно: нашим детским садам удивляются зарубежные гости, а всеобъемлющая система общественного дошкольного воспитания разработана на основе научных положений ведущих ученых, психологов, педагогов, медиков. И, наконец, третье поколение - внуки детей 50 - 60-х годов - молодая поросль независимой страны. Для их полноценного развития в республиканском центре дошкольного детства создают новые стандарты и образовательные программы. Поменялись и принципы воспитания и развития дошкольников. Педагоги сошли с недосягаемого пьедестала и встали рядом с детьми. Теперь ребенку позволено быть самим собой, он может отстаивать свое мнение, к которому мы, взрослые, прислушиваемся, чтобы принять обоюдное решение, даем ему свободу в познании мира и творчестве. Казалось бы, дети - всегда дети. Но сегодняшние малыши более смышленые. Дошколята изучают языки - они билингвисты, готовят театрализованные представления - они артисты, рисуют - они художники, они уже не играют в города, сидя на скамеечке, а решают кроссворды на компьютерах и планшетах. Они умные и продвинутые. А мы, взрослые, гордимся ими и понимаем: это юное поколение - будущее нашей страны.

Лилиана САНИНА, ветеран дошкольного образования