Новости

Договоримся на берегу

Договоримся на берегу

Новая экономическая политика в условиях Таможенного союза

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) провела в Таразе первый круглый стол по адвокатированию конкуренции. В ходе встречи, организованной комиссией совместно с Агентством Республики Казахстан по защите конкуренции, обсуждались правовые аспекты антимонопольного регулирования на территории Единого экономического пространства. В течение года такие же совещания пройдут еще в пяти городах: Уфе, Калининграде, Уральске, Витебске и Хабаровске.  В приветственном слове к участникам форума аким области Карим Кокрекбаев отметил значимость первой встречи стратегических партнеров в таком формате, который, безусловно, задаст тон дальнейшему ходу процесса интеграции. Впечатлили и данные, предоставленные ЕЭК - наднациональным регулирующим органом Таможенного союза и Единого экономического пространства. После вступления в Таможенный союз объемы взаимной торговли Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации к 2013 году выросли на 36 процентов. С 2011 года возрос экспорт из Казахстана в Россию и Беларусь, к примеру, пшеницы - в восемь раз, муки и макаронных изделий - в 11 раз, чая - в 3,6 раза, консервированных продуктов - в 3,4 раза, риса - на 78 процентов. Вместе с тем вопрос обеспечения равных условий конкуренции, в частности, на товарных рынках продукции химической промышленности, железнодорожных и авиационных перево-зок, до сих пор является болевой точкой. Об этом можно судить по результатам исследования трансграничных товарных рынков, которыми поделился член коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов. - Сравнение цен перевозки пассажиров железнодорожным и воздушным транспортом показало, что при предварительной покупке цена авиабилета между столицами Казахстана, России и Беларуси практически одинакова, а на некоторых направлениях даже ниже, чем стоимость проезда в купейном вагоне по тому же маршруту, - отметил спикер. - Такая ситуация является экономическим нонсенсом. Еще интереснее обстоят дела на рынке авиаперевозок. Сравнив тарифы авиакомпаний на маршрутах с высоким и низким уровнями конкуренции, спикер показал серьезную разницу в ценах. К примеру, перелет из Москвы в Астану (расстояние 2290 километров) самолетом компании «Трансаэро» обойдется в 61766 тенге, а «Эйр Астана» - 58362 тенге. Между тем из Москвы в Мюнхен (а это 2000 километров) четыре авиа-перевозчика, в том числе Аэрофлот, доставят за 39326 тенге. - Результаты исследования электроэнергетического рынка выявили возможные нарушения субъектами Казахстана и России при осуществлении трансграничной поставки электроэнергии, - продолжил Н. Алдабергенов. - Так, в Казахстане Экибастузская ГРЭС-1 реализует значительные объемы вырабатываемой электроэнергии в Россию по более низкой цене, чем на казахстанский рынок, при наличии дефицита электроэнергии в Казахстане. Тогда как западные области Казахстана, испытывающие дефицит электроэнергии, получают ее по высокой цене из России. В развитие темы председатель Агентства по защите конкуренции Галым Оразбаков констатировал, что все промышленники жалуются на высокие тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки. Подтвердил это и первый заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко. По его словам, в 2014 году из-за высокого тарифа на услуги перевозки по российским железным дорогам (92 доллара США за тонну против 38 - 44 долларов в предыдущие годы) концерн вынужден был отказаться от поставок фосфоритов Каратауского рудного бассейна. В разрешении этой проблемы заинтересован и поставщик - ТОО «Казфосфат», о чем заявила заместитель председателя правления компании Нурзия Лесбекова. Заодно она попросила содействия в урегулировании вопроса энерго-снабжения филиалов ТОО «Казфосфат». - Тарифами на железной дороге займется ЕЭК, а по энергетике - это внутренний вопрос, - резюмировал Г. Оразбаков. В свою очередь исполнительный директор ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана Николай Радостовец заявил, что пока нет совместного плана работы антимонопольных ведомств и сайта коллегии, повысить эффективность антимонопольного регулирования в ЕЭП не удастся. Согласен с этим мнением первый заместитель министра экономики Республики Беларусь Анатолий Филонов. Кроме того, он считает, что конкурентное законодательство стран ТС и ЕЭП нужно совершенствовать. Первые шаги в этом направлении Казахстан уже сделал. В октябре 2013 года принят Модельный закон о конкуренции, который определяет единые подходы к основным положениям закона о защите конкуренции государств-членов Таможенного союза. Вместе с тем предусмотрено ввести в отечественное законодательство новые нормы по поддержке отечественных производителей, защите внутреннего рынка, привлечению инвестиций, продвижению товаров на внешние рынки и снижению цен. Это усилит позиции Казахстана в рейтинге конкурентоспособности. Если же говорить о реалиях дня сегодняшнего, то недобросовестная конкуренция остается характерной приметой товарных рынков в каждой из трех стран. Так, по словам Н. Алдабергенова, коллегией ЕЭК выявлены негативные факты в российских Брянске, Смоленске, Омске и Новосибирске, белорусских Витебске и Гомеле, а также в Кокшетау, Костанае, Актобе, Уральске, Атырау и Петропавловске. Что любопытно, в России недобросовестная конкуренция чаще связана с продуктами питания, а у нас, как и у северного соседа, - с автозапчастями, лекарствами, бытовой техникой, парфюмерией и косметикой. Участники встречи обсудили также вопросы «параллельного импорта». Его легализация за счет развития конкуренции между независимыми поставщиками и официальными дилерами позволит значительно снизить цены на импортируемые брендовые товары, считают представители ЕЭК. Однако казахстанские бизнесмены все еще сталкиваются с тем, что некоторые российские товаропроизводители оставляют за собой право ввоза в Казахстан своей продукции или товаров народного потребления. По мнению отечественных предпринимателей, это негативно отражается на товарном рынке нашей страны. Можно ли решить данный вопрос? - Подобные проблемы в последнее время действительно имеют место, - ответил председатель Агентства по защите конкуренции Галым Оразбаков. - Такой запрет пока накладывают лишь компании, производящие запасные части к автомобилям. Мы этот вопрос планируем обсуждать, если проблема отразится на товарах народного потребления. Что касается автозапчастей, то здесь стоит также вопрос обеспечения дорожной безо-пасности. Поэтому мы обязательно обсудим тему в Кабмине. Завершая обсуждение, Галым Оразбаков поблагодарил всех участников мероприятия, отметив, что с созданием Евразийского экономического союза у бизнесменов появляются хорошие перспективы. - Это позволит вам зарабатывать больше, чем вы сейчас зарабатываете, создавать новые производства и обеспечивать работой гораздо больше людей, - сказал он.

Гульжан АСАНОВА, Людмила МЕЛЬНИК, Виктор БАРБАШ (фото)