На все времена
На все времена
О вечных ценностях и метаморфозах
Впервые поставленный в шекспировском «Глобусе» в 1600 году «Гамлет» прочно прописался в мировом театральном репертуаре. Но несмотря на солидный возраст, этот спектакль остается актуальным до сих пор и в любой интерпретации принимается зрителем. Премьерный показ трагедии о принце Датском на сцене Жамбылского областного русского драматического театра еще раз подтвердил это. Нужно отметить, что такого Гамлета мы еще не видели. Не потому, что в последние два десятилетия жамбылская труппа редко обращалась к произведениям Шекспира, а потому, что в наш высокотехнологичный век каждый может посмотреть спектакли любого теа-тра мира. Но когда опустился занавес, зрители не сразу поняли, что это финал, и еще несколько секунд оставались в ожидании. Затем зал взорвался аплодисментами. Несомненно, режиссер Камат Касенов преподнес классическое произведение в совершенно ином ракурсе, дал взглянуть на него под другим, несколько неожиданным углом. Хотя на вопрос, сколько осталось Шекспира в этом «Гамлете», режиссер уверенно ответил, что в спектакле 99 процентов - это все-таки гениальный сэр Уильям. - Работая над «Гамлетом», я сразу остановился на переводе Михаила Лозинского, который более удобен для восприятия, - рассказал Камат Касенов. - И чтобы это произведение вписалось в наш формат, нам просто пришлось сократить монологи и отказаться от некоторых сцен. В итоге от знаменитых рассуждений принца Гамлета «Быть или не быть…» осталось всего два предложения. Но я думаю, что в этом нет ничего страшного. Спектакль получился, сюжет отражен полностью, а актеры прекрасно справились со своей задачей. Нельзя не выразить восхищение работой художника-постановщика спектакля Виктора Майнашева, разработавшего прекрасные декорации и костюмы. Уйдя от привычного для «Гамлета» средневекового антуража, он создал на сцене вполне удобоваримую «картинку», позволяющую полностью окунуться в смысл трагедии. Необычные костюмы, необычная обстановка и столь обычное для нашего времени стремление человека к власти, славе и наживе. Всему этому противостоит принц Гамлет, узнавший о предательстве и вероломстве самых близких людей. Лишь одно светлое создание - Офелия. Но и ей нет места в этом мире. И еще один плюс - великолепные танцевальные композиции в постановке балетмейстера Виктории Малетиной. - Эта история - для молодых, - говорит Камат Касенов. - У меня Гамлет - молодой человек. Его переживания, рефлексия - это все присуще юным. Многие молодые актеры хорошо потрудились и сделали для себя большой профессиональный шаг вперед, участвуя в этом спектакле. - Известно, что в «Гамлете» огромное количество загадок. Вам удалось разгадать хотя бы некоторые из них? - Я меньше всего задумывался над загадками. Но надеюсь, что зритель, особенно молодой, найдет для себя много полезного в этой постановке, в том числе и ответы на некоторые вопросы, - ответил режиссер. Интересным оказалось еще одно решение К. Касенова. Практически во всех произведениях Шекспира очень мало авторских ремарок. Но чтобы выделить их, режиссер вывел на сцену группу актеров, которые значительно оживили действие, заполняя паузы и озвучивая ремарки. Все это вкупе с передвижными, легко монтируемыми тронами (единственными предметами декорации), а также проекцией действия на экран держало внимание зрителя, не давая ему отвлекаться. Все актеры, занятые в поставке, появляются на сцене по мере развития сюжета. Клавдий - Виктор Сукопов, Гертруда - Ольга Избасарова, Офелия - Марина Просалович, Горацио - Ярослав Дубовенко, Гамлет - Виктор Дадаев. И так же, по мере развития сюжета, происходит метаморфоза каждого героя трагедии. Недаром же бродячие артисты - шуты, лицедеи - постоянно манипулируют масками, то надевая их на лицо, то сдвигая на затылок, поворачиваясь к залу спиной. Нужно сказать, что роль Гамлета очень сложная. Она требует максимальной сосредоточенности, и Виктору Дадаеву удалось передать характер главного героя, его внутренние переживания. - Мы играем не пьесу другой эпохи, - говорит Ярослав Дубовенко. - Главное в ней - убеждение, что зло будет всегда наказано, оно не остается непобежденным. Именно поэтому режиссер решил оставить главного героя живым, завершив спектакль битвой Гамлета с Лаэртом.Людмила МЕЛЬНИК