Власти отклонили заявку автоперевозчиков на повышение тарифа
Руководители таразских автопредприятий просят увеличить тариф в городском общественном транспорте на 30 процентов. Заявку обсудили на публичных слушаниях с участием акима города Тараза Нуржана Календерова и руководителя управления строительства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Жамбылской области Рахманкула Байтелиева. По словам председателя областной ассоциации автоперевозчиков Аскара Жанузакова, сегодня автопредприятия, занятые в сфере общественного транспорта, работают себе в убыток. Действующие тарифы не позволяют покрыть все затраты, а недавнее повышение стоимости дизельного топлива до 113 тенге за литр значительно усугубило ситуацию. Кроме того, необходимо приобретать автозапчасти, резину, выдавать заработную плату работникам. - Сейчас цена на топливо не регулируется государством. Не исключено, что через некоторое время она поднимется еще раз, - считает А. Жанузаков. - Как нам в таком случае выходить из положения? Выслушав все доводы, Р. Байтелиев поинтересовался у руководителей автопредприятий, кто из них в прошлом году приобрел новый транспорт. Оказалось, что только четыре автопарка купили в кредит новые автобусы. Хотя за последние пять лет городской автобусный парк обновился на 70 процентов, в Таразе есть маршруты, по которым курсируют старые однодверные маловместительные автобусы. Между тем, по мнению Р. Байтелиева, говорить о повышении тарифа на проезд сегодня преждевременно. Это в первую очередь ударит по социально незащищенным слоям населения, для которых и нынешняя стоимость проезда в 45 - 55 тенге является высокой. Поэтому несложно представить себе, какое возмущение возникнет, если будет утвержден тариф в 60 тенге за одну поездку в городском автобусе. - Где-то в ноябре вернемся к этой теме, чтобы все просчитать, продумать и потом объявим вам свое решение, - заявил Р. Байтелиев. Также была отклонена заявка автоперевозчиков на отмену льгот для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, для лиц, приравненных к ним, многодетных матерей, инвалидов и других. По мнению директоров автопредприятий, льготники стали непосильной обузой для перевозчиков. А кое-кто из них уже поторопился разместить объявления об отмене льгот в салонах своих автобусов, что вызвало недоумение горожан. - Давайте решим этот вопрос голосованием, - предложил Р. Байтелиев. - Кто за то, чтобы престарелые, многодетные матери и дети-инвалиды ездили в автобусах на общих основаниях? Прошу поднять руки. Ни один человек не проголосовал. Поэтому было объявлено, что вопрос об отмене льготного проезда откладывается на более поздний срок. Несогласные попытались еще раз пожаловаться на трудности. Заместитель директора ТОО «Саяхат-99» Мурат Бултеков рассказал, что уже сейчас не может набрать 700 тысяч тенге, чтобы выплатить кредиты. - Нам приходится занимать деньги. Все имущество находится в залоге. Без повышения тарифа мы не сможем выйти из сложившегося положения, - говорит он. - Но, по сути, вы занимаетесь бизнесом, - ответил ему Нуржан Календеров. - Мы вам и так оказываем достаточную поддержку. Если у вас все упирается в повышение цены на топливо, мы можем помочь с переоборудованием автобусов под газ и создать две газозаправочные станции. Компании «КазМунайГаз» и «КазТрансГаз Аймак» уже готовы поддержать нас. Кроме того, мы готовы рассмотреть вопрос дотаций, чтобы вы смогли продержаться до конца года. Когда перевозчики привели пример, что, мол, в Астане и Алматы проезд в городском общественном транспорте стоит 60 тенге, то им напомнили, что у жителей нашего региона самые низкие доходы. Говорили и о низком качестве обслуживания пассажиров. Горожане не перестают жаловаться в акимат города на несоблюдение графика движения, грязь в автобусах, хамство водителей и контролеров, гонки на дорогах и отсутствие билетов. К слову, буквально на днях жители Караганды подали в суд на депутатов гормаслихата, поддержавших повышение тарифа в общественном транспорте до 80 тенге.Людмила МЕЛЬНИК, Михаил ТЁ (фото)