Булат ИСАКОВ: «Наша задача - служить народу и государству»
Булат ИСАКОВ: «Наша задача - служить народу и государству»
Обеспечить наибольшую эффективность, инновационность и справедливость государственных услуг
...Еще одним праздником стало больше. В декабре прошлого года Глава государства Нурсултан Назарбаев своим Указом утвердил 23 июня Днем государственного служащего. История его возникновения берет начало с 20 декабря 2002 года, именно тогда 57-я сессия Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций приняла резолюцию о провозглашении 23 июня Днем государственной службы ООН и призвала государства - членов ООН определить этот день в каждой стране. Теперь откликнулся и Казахстан, который на днях будет отмечать вклад в дело процветания страны значительной прослойки нашего общества. Ведь в Казахстане государственными служащими могут называть себя свыше 90 тысяч человек! Внушительная армия, от профессионализма которой зависит, в каком государстве мы живем сегодня и будем жить завтра. Вообще вопрос соотношения количества и качества в той или иной области нашего бытия поднимается нередко. Актуален он и в сфере государственных услуг и сводится к тому, насколько сопоставима численность чиновников с коэффициентом их полезного действия. На эти и другие вопросы в интервью нашей газете отвечает руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы по Жамбылской области - председатель Дисциплинарного совета Булат Исаков. - Булат Алмуханович, начну с основного: как можно обеспечить наибольшую эффективность, инновационность и справедливость государственных услуг? - Именно на решение этих задач направлена деятельность по коренной модернизации государственного аппарата. Здесь в первую очередь необходимо подчеркнуть, что успешная реформа государственной службы, становление профессионального, компактного, конкурентоспособного государственного аппарата стали возможными благодаря политической воле Главы государства Нурсултана Назарбаева. В Стратегии «Казахстан-2050» Президент страны отметил, что нам предстоит сформировать профессиональный госаппарат, для которого превыше всего служение народу и государству. Нужно отметить, что для этого уже начаты конкретные работы. В соответствии с Концепцией новой модели государственной службы Республики Казахстан с 26 марта 2013 года введены в действие принципиальные изменения в законодательстве в сфере государственной службы, принято 18 указов Главы государства, 14 нормативно-правовых актов Агентства РК по делам государственной службы. Создан и эффективно функционирует корпус «А», в Астане действует региональный хаб в сфере государственной службы, в настоящее время значительно упрощена процедура приема на государственную службу, значительно усилено и возведено в ранг закона соблюдение этического и дисциплинарного контроля. - Какие нововведения в системе отбора кадров на госслужбу? - Главным образом необходимо было обеспечить прозрачность и объективность конкурсного отбора в госорганах, повысить уровень доверия населения к данной процедуре. Теперь в ней могут участвовать, что закреплено законодательно, наблюдатели и эксперты. Первые наблюдают за ходом работы конкурсной комиссии, впоследствии могут предоставить свой вердикт руководству госоргана и в Агентство по делам госслужбы. Эксперты же принимают участие в собеседовании, задают вопросы кандидатам и высказывают свое мнение о претендентах членам конкурсной комиссии. Для привлечения наблюдателей департаментом проведены встречи с представителями общественности по разъяснению правил участия в конкурсе, на сайте агентства размещаются специальные информационные материалы о предстоящих заседаниях конкурсных комиссий. Более того, мы полагаем, что каждый госорган должен быть заинтересован в присутствии наблюдателей и экспертов при отборе кадров, ведь это позволит повысить доверие к их работе со стороны общества. - Как известно, для получения сертификата, дающего право на участие в конкурсах, необходимо пройти тестирование. Каким образом обеспечен доступ к данной процедуре? - Здесь необходимо отметить введение другого новшества: теперь тестирование проводится по обращению граждан в любое время, без привязки к конкурсам в госорганах. Гражданам выдается сертификат, который дает право участвовать в конкурсном отборе в течение года. С 1 марта текущего года регистрация государственных служащих и лиц на тестирование кандидатами в корпус «Б» проводится посредством интернет-портала электронного правительства. Зарегистрироваться также можно, обратившись в центры обслуживания населения или в территориальный департамент Агентства по делам госслужбы. Для регистрации и участия в тестировании кандидатам необходимо только удостоверение личности. - Другими словами, я могу не выходя из дома зарегистрироваться по Интернету, и вперед, на сдачу теста? - Совершенно верно. Надо просто через портал www.egov.kz выбрать дату, время и место тестирования. Больше ничего не требуется. Как было раньше? Регистрация проводилась только в территориальном департаменте агентства при наличии документов, подтверждающих образование и трудовой стаж. Сегодня процедура подачи заявки упрощена до предела. - С регистрацией вроде бы разобрались. Как обстоит дело с содержанием тестирования? - В программы включены тесты на знание государственного языка, логический тест и тесты на знание законодательства. Начиная с 1 марта текущего года тестирование на занятие административных государственных должностей корпуса «Б» проводится по трем программам, раньше использовались только две. С учетом специфики кадрового обеспечения в районах разработана специальная программа для ведущих и главных специалистов районного и сельского звена, в которой много своих особенностей. Так, с восьми до шести сокращено количество нормативно-правовых актов. Из тестовых заданий исключены вопросы по конституционным законам Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан», «О Правительстве Республики Казахстан» и «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов». В то же время включены вопросы по законам «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и «О государственных услугах». То есть именно те законы, которые необходимы сельскому управленцу в повседневной работе. Но и это еще не все. Несмотря на уменьшение количества нормативно-правовых актов и общего уменьшения тестовых вопросов со 120 до 90, время на выполнение тестов для данной программы осталось прежним - 100 минут. Пороговые значения по тесту на знание законодательства РК по первой программе составляют не менее 10 правильных ответов из 15 возможных по каждому нормативному правовому акту, а для остальных программ - не менее 8 из 15. Как видите, значительно облегчены условия для претендующих на рядовые должности. - Булат Алмуханович, что делается для профессионализации кадровых служб или, как их сейчас модно называть, служб управления персоналом? - Их появление - еще однин важный момент модернизации. Теперь создание служб управления персоналом, которые организационно самостоятельны от других структурных подразделений, закреплено законодательно. Кстати, первыми еще в 2012 году они появились именно в нашей области по инициативе председателя Агентства РК по делам государственной службы Алихана Байменова и прежнего акима области Каната Бозумбаева. В результате без фактического сокращения штатной численности количество работников кадровых служб исполнительных органов районного звена сократилось в 9,6 раза. Это позволило освободить руководителей и специалистов местных исполнительных органов от дополнительной нагрузки в виде кадровой работы, что, соответственно, дало возможность сконцентрировать их потенциал на выполнении непосредственной работы. Впоследствии наш опыт был перенесен на всю страну. На сегодняшний день во всех районах и в городе Таразе функционируют единые службы управления персоналом. Что это дает? Во-первых, появились условия для профессионализации таких служб, обеспечения комплексного решения кадровых вопросов в рамках одной административно-территориальной единицы. Во-вторых, упростилась возможность трудоустройства людей на государственную службу в части получения информации о вакансиях, прохождения конкурсов. С какой стороны ни посмотри, плюсы очевидны. Кроме того, впервые в законодательстве предусмотрен институт наставничества и стажировки. Для обеспечения преемственности знаний и опыта, быстрой адаптации принятых на работу сотрудников за ними закрепляются наставники из числа наиболее опытных сотрудников. В первом квартале 2014 года они курировали работу 30 молодых специалистов. Для приобретения профессиональных знаний и опыта будет проводиться стажировка госслужащих, а также лиц, зачисленных в кадровый резерв. В первом полугодии 195 государственных служащих проходят стажировку вне места постоянной работы. - В новой модели говорится об оценке деятельности государственного служащего. Для чего она, собственно, нужна, и будут ли иметь значение полученные неуд либо отлично? - Ответ на первый вопрос лежит на поверхности: для определения эффективности и качества работы. Причем оценке подлежат как служащие корпуса «Б», так и корпуса «А». Что касается значения: результаты ежегодной оценки являются основанием для премирования, поощрения, обучения, карьерного планирования, ротации либо увольнения. Последний вариант развития событий тоже нельзя исключать. Ведь здесь, как и в любом деле, есть успевающие и отстающие. Как правило, с лицами, занимающими должности корпуса «А», заключается соглашение о достижении показателей. Критериями оценки являются исполнение соглашения и такие компетенции, как стратегическое мышление и видение, лидерские качества, соблюдение служебной этики, инициативность. Кстати, госслужащие корпуса «А» могут обжаловать результаты оценки только в Национальной комиссии. К критериям оценки госслужащих корпуса «Б» относятся инициативность, качество исполнения должностных обязанностей, способность к сотрудничеству, умение планировать работу, мотивировать к ней, трудиться в команде, соблюдать служебную этику, они варьируются в зависимости от занимаемой сотрудником должности. Госслужащие корпуса «Б» могут обжаловать оценки только в агентстве. - В новой системе госслужбы немалая роль отводится корпусу «А». Расскажите о нем подробнее. - Конечно же главной предпосылкой создания управленческого корпуса «А» является политическая воля Главы государства. Здесь мы говорим о сокращении числа политических назначенцев и появлении команды управленцев на ключевых должностях из тщательно отобранных и зарекомендовавших себя профессионалов, которые будут служить кадровым стержнем системы государственного управления. Сегодня для продвижения кандидатов в корпус «А» указами Главы государства утверждены специальные квалификационные требования, правила отбора и проведения ротации, положение о Национальной комиссии по кадровой политике при Президенте и региональных кадровых комиссиях. Кандидату, желающему попасть в кадровый резерв корпуса «А», необходимо пройти жесткий трехуровневый отсев. Первое - он должен получить рекомендацию лица, который поручится за него, второе - претендент проверяется на соответствие квалификационным требованиям, третье - ему необходимо пройти тестирование по компетенциям и логике, а также на знание законодательства. После всех этих этапов кандидат проходит предварительное собеседование в кадровой комиссии на региональном уровне и окончательное - в Национальной комиссии. - А как, интересно, показали себя жамбылские кандидаты? - В текущем году документы для участия в отборе в кадровый резерв корпуса «А» подали 46 человек. Статистика в разрезе такова: 37 - действующие административные государственные служащие местных исполнительных органов (80,5 процента), двое - работники бюджетных организаций и столько же - временно не работающие (по 4,3 процента), пятеро - представители частного сектора (10,9 процента). В итоге к тестированию были допущены 42 претендента. Пороговое значение преодолели чуть более половины кандидатов (54 процента), по решению Национальной комиссии в кадровый резерв рекомендованы всего пять человек. Такой вот жесткий отбор... Следует отметить, что общество положительно восприняло создание корпуса «А», возросло доверие к новой открытой системе отбора на управленческие должности и в целом к системе тестирования. В агентство даже поступили предложения распространить данную практику в других сферах, например, в квазигосударственном секторе. - Булат Алмуханович, несколько слов о системе обучения государственных служащих. Насколько она совершенна? - Как известно, совершенству нет предела, но приблизиться к нему можно и нужно. Обучение ведется по двум простым и понятным направлениям - переподготовка и повышение квалификации. На переподготовку направляются лица, впервые поступившие на административную государственную службу корпусов «А» и «Б», а также лица, впервые назначенные на руководящую административную государственную должность корпуса «Б». На курсы повышения квалификации направляются госслужащие не реже одного раза в три года. В последущем направление на эти курсы также будет зависеть от ежегодной оценки деятельности госслужащих. Госслужащие корпуса «А» обучаются менеджменту, стратегическому планированию, принятию управленческих решений, совершенствуют профессиональные, управленческие и личностные компетенции. Корпус «А» обучается только в Академии государственного управления при Президенте РК. Сегодня также внедряются методы дистанционного обучения. Госслужащие корпуса «Б» обучаются основам госуправления и госслужбы, а также по направлениям функциональных обязанностей. На местном уровне их обучение в основном осуществляют в сети региональных центров переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. - Когда-то в регионах при акимах областей были созданы Дисциплинарные советы. Затем в целях усиления ответственности чиновников они были переданы в ведение Агентства по делам госслужбы. Какие изменения последовали в плане дальнейшего усиления дисциплинарного и этического контроля? - Впервые в Законе «О государственной службе» предусмотрена отдельная глава по служебной этике и антикоррупционному поведению государственных служащих. Действует персональная дисциплинарная ответственность руководителей госорганов за незаконные кадровые решения. Введена норма, согласно которой политические служащие подают в отставку в случае совершения коррупционных преступлений теми руководящими работниками, которых назначили именно они. Если перефразировать, мы в ответе за тех, кого возвысили. За агентством и его дисциплинарными советами закреплены функции по координации деятельности дисциплинарных комиссий госорганов. Попутно стало гораздо больше рычагов влияния. Так, в соответствии с рекомендацией Диссовета решение о наложении взыскания принимается в течение десяти рабочих дней без проведения дополнительного служебного расследования. Диссоветы наделены правом внесения предложений о рассмотрении дел ответственных лиц, необоснованно проигнорировавших их рекомендации. Вместе с тем Указом Главы государства утвержден обновленный Кодекс чести государственных служащих. На сегодняшний день в агентстве и его территориальных подразделениях в пилотном режиме внедряется институт советников по этике, которые будут непосредственно заниматься вопросами предупреждения нарушений этических норм и укрепления корпоративной этики в госоргане. - Если заглянем немного в будущее, каковы направления следующего этапа реформ? - В соответствии со Стратегией «Казахстан-2050» главные направления - улучшение качественного состава госслужбы, профилактика и предупреждение коррупции и повышение качества госуслуг. Отсюда вытекают следующие приоритеты: управление талантами, улучшение инструментов тестирования и систем оценки, оценка компетенций руководящего звена, совершенствование квалификационных требований и функциональных обязанностей, законодательное разграничение понятий «коррупция» и «нарушение служебной этики», введение института советника по этике, создание комиссий по защите меритократии, анализ уровня восприятия коррупции при оказании государственных услуг в разрезе регионов, разработка индекса противодействия коррупции. - И в заключение, Булат Алмуханович, хотелось бы поздравить Вас и в Вашем лице всех госслужащих с первым профессиональным праздником. Что для Вас значит появление такой даты? - Празднование Дня государственного служащего в Казахстане должно способствовать укреплению авторитета государственной службы, популяризации провозглашенного Президентом страны основного принципа работы профессионального государственного аппарата - «Служение народу и государству - превыше всего». Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить всех коллег с профессиональным праздником, пожелать успехов в работе и благополучия в семье.Дархан БАЙТУОВ, Виктор БАРБАШ (фото)