Они бывают разные
Они бывают разные
Салафизм - не однородное движение
В общей массе эти люди выделяются своим внешним видом. Как правило, они носят бороды, выходят на улицу в легких укороченных штанах. Лица у большинства из них сосредоточенные, угрюмые. В простонародье их называют ваххабитами. В религиозных же кругах они известны как приверженцы салафизма. Что это за течение, какие идеи оно проповедует и какие цели преследует? Обо всем этом мы попросили рассказать представителя Духовного управления мусульман Казахстана в Жамбылской области, главного имама центральной мечети Һибатулла Тарази Данияра Жумабаева. - Салафиты - это последователи реформистского, аскетического течения в исламе. Иногда их отождествляют с ваххабитами, - говорит Д. Жумабаев. - Салафия - фундаменталистское религиозно-этическое направление, возникшее на базе суннизма в Саудовской Аравии в XIV веке (одним из направлений салафизма является ваххабизм). Слово «салафит» происходит от арабского глагола «салафа» - «быть изначальным». Это мусульманское течение отрицает любые иные проявления ислама, кроме своего собственного, особенно осуждая шиизм. Во многих странах Центральной Азии салафиты преследуются правоохранительными органами. В Таджикистане, к примеру, вообще запретили это религиозное движение. Такой шаг мотивируется таджикскими властями необходимостью защиты конституционного строя, укреплением безопасности страны и борьбой с межконфессиональной рознью. Салафиты бывают самые разные. Есть салафиты, которые вполне вписываются в общую традиционную канву ислама и не являются экстремистами, радикалами и так далее. Но есть салафиты, которые применяют какие-то радикальные оценки и делают экстремистские выводы, это те же самые ваххабиты, которые в XIX веке натворили довольно много бед, и другие группы. Есть вполне респектабельные салафитские группы, есть очень серьезные экстремистские, радикальные. И тут, я думаю, не зря среди населения термин «ваххабизм» утвердился и обозначает именно тех, кто экстремистскими методами пытается решать проблемы. И вообще сам термин «салафиты» означает почти то же самое, что и «фундаменталисты», то есть те, кто стремится к исламу времен Мухаммеда и первых его последователей. По словам одного из последователей салафитских идей (он предпочитает не называть своего имени), салафиты не придерживаются какой-либо доктрины. Они руководствуются только Кораном и Сунной (мусульманским священным преданием), осуждают поклонение мертвым и святым местам и не поддерживают насилие. Если о человеке сложилось мнение, что он салафит, это не должно стать неким ярлыком, который сразу же делает его изгоем или преследуемым, - просто в силу того, что салафизм не однородное движение. Говоря о салафитах, необходимо понимать, что это разношерстная группа, и среди них есть те, кто представляет угрозу, а есть и те, кто даже готов сотрудничать и всячески стремится мирно сосуществовать и с государством, и с окружающим населением. - Скажите, существует ли потенциальная опасность данного течения? - Я бы сказал, что потенциально опасны разные радикальные течения. Салафизм же проповедует фундаментализм в исламе, призывает вернуться к его истокам. А истоком для мусульман, естественно, будет Коран как база. Второй будет Сунна пророка Мухаммеда: как пророк Мухаммед себя вел, как он создал первую мединскую общину, какие там были принципы. Все это считается золотым веком ислама. Салафиты выступают против внесения в ислам того, что они считают элементами других религий и философских течений. Поскольку салафизм - это течение политического ислама, соответственно, преобразования могут осуществ-ляться либо мирным, либо радикальным путем, то есть с помощью восстаний и ведения джихада. - Однако само течение не включено в список террористических в Казахстане. - Нет, само течение никак не может быть включено. Потому что это течение мысли, оно не является террористической организацией. Если есть конкретная организация, то можно ее рассматривать, точнее, причастна ли она к каким-то действиям. Как ведут себя члены определенных организаций, это уже надо конкретно смотреть. Но у многих верующих нашего региона возникают вопросы: почему они (салафиты) так пренебрежительно относятся к истории и традициям народа, почему мы должны делиться на различные течения, ведь Бог у нас один и вера одна. Вот на эти вопросы и отвечаем мы в своих проповедях прихожанам. - Спасибо за беседу.Кукен ОРШАБЕКОВ