Новости

Глазастая сарделька

Глазастая сарделька

Прежде чем есть колбасу, взгляните на неё: вдруг на вас тоже кто-то смотрит?

Найти частички куриного перышка или мелкие косточки в говяжьей колбасе, кусочки шкуры или сгусток сухожилий в свиной - дело привычное. Но случай, произошедший с горожанкой К., ординарным не назовешь: откусив кусочек сардельки, она обнаружила, что из вареной мясной мякоти прямо на нее смотрят черные глазищи, видимо, очень испугавшейся на момент попадания в мясорубку мухи. Трудно передать состояние оторопевшей от неожиданности покупательницы.  - Когда я немного пришла в себя от такого «сюрприза», сначала подумала: хорошо, что этот кусочек достался именно мне, а не моим малолетним детям. Как так получается: я купила колбасу в магазине, знаю, что товар сертифицирован, да и фирма известная, работает по технологии «халал». Технология эта особая, основана на религиозных канонах, где все - от откорма животного до готового изделия - должно быть отработано идеально чисто и честно! - возмущается, обратившись в редакцию, Любовь К. Мы решили обзвонить несколько ведомств и узнать, кто выдает предпринимателям сертификаты на производство колбасных изделий и кто контролирует соблюдение технологии. Выяснили, что управление сельского хозяйства, где несколько лет назад презентовали технологию «халал», нужной нам информацией не располагает. В отделе торговли управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития дали такие цифры: в Таразе колбасные изделия производят более 20 цехов, 10 из них - по технологии «халал». При этом уточнили, что управление не занимается их мониторингом и сертификацией. Полномочия на выдачу сертификатов предоставлены трем учреждениям, но, как выяснилось, ТОО «Группа по стандартизации, сертификации и метрологии «Жамбылстандарт» и ТОО «Интерсистема» сертифицируют предприятия только на соответствие республиканским и государственным стандартам, а в Жамбылском филиале АО «Национальный центр сертификации, метрологии и стандартизации» ответили, что не располагают информацией о наличии колбасных цехов по городу Таразу и контролирующим органом не являются. Не занимается этим вопросом и ГУ «Департамент Комитета по техническому регулированию и мет-рологии», поскольку, осуществляя государственный контроль, в связи с объявленным мораторием не имеет права на проверки субъектов предпринимательства. В общем, специалисты посоветовали искать «след» сертификата в Астане либо у самих производителей колбас, работающих в соответствии с этим документом, а след проверяющих инстанций и вовсе потерялся. Однако женщине, пострадавшей от халатности производителя, от этого не легче: мало того что дети остались без мясного, кстати, не дешевого деликатеса на ужин, так еще и материально в убытке, ведь обращаться в контролирующие органы с жалобой вечером в пятницу было бессмысленно. Но в магазин об этом инциденте она потом сообщила. Продавцы в свою очередь поставили в известность представителей поставщика. Прошла неделя, но никто перед покупательницей не извинился и материальные затраты не возместил - официально ведь претензий никому не предъявлено (из этих соображений не называем фирму и мы). Но поскольку случай, к сожалению, типичный, мы попросили руководителя департамента по защите прав потребителей Талгата Копелбека прокомментировать, какие действия должна все же предпринять в таких случаях пострадавшая сторона. - Потребитель должен обратиться в лабораторию - нашу либо другую, где произведут анализ и выдадут справку о том, что продукт недоброкачественный. Эта справка послужит основанием для подачи искового заявления в суд в частном порядке. Если с жалобой обращаются коллективно пять и более человек и подтверждается факт угрозы жизни людей, мы в качестве исключения можем проверить данный объект, для этого есть определенные критерии. Что касается ГОСТов на продукцию «халал», то агентством этот вопрос тоже поднимался, и уже разрабатываются определенные мероприятия. Все должно быть на законных основаниях, а не так, что напишут на обертке «халал», а соответствующей технологией там и не пахнет, и лицензии нет. Мы сейчас проводим различные акции, чтобы выявить проблемы потребителей по широкому кругу вопросов. Думаю, последуют и меры.

Наталья ПЕРФИЛЬЕВА, фото автора