Новости

Мы ждём перемен

Мы ждём перемен

Безопасность на дорогах можно обеспечить сообща

Толчком для проведения настоящего круглого стола по мерам обеспечения безопасности дорожного движения, состоявшегося в редакции газеты «Знамя труда», послужило письмо группы ветеранов-автомобилистов. В беседе приняли участие главный редактор газеты Бекет Момынкул, руководитель областного филиала союза транспортных средств Амантай Досмуханбетулы, заместитель начальника управления административной полиции ДВД области, подполковник полиции Канатбек Алимжанов, председатель ассоциации автоперевозчиков региона Аскар Жанузаков, директор ТОО «Тараз-Такси» Виктор Тю, ветеран транспортной системы Григорий Ефремов, а также сотрудники городского отдела ЖКХ, транспорта и автомобильных дорог. Предлагаем читателям ознакомиться с их мнением.  

Рейсы на спор

Б. Момынкул: Проблема безопасности дорожного движения стоит в нашем регионе особенно остро. На дорогах гибнут сотни людей. Мы слышим о мерах по снижению аварийности, кое-что на законодательном уровне сделано. Но смертность все равно большая. Отчего это зависит? Какие факторы здесь сказываются? Может быть, наплыв транспорта в регионе, расслабленность водителей или пешеходов? Нужны ли какие-нибудь профилактические действия, которые, например, предлагают в своем письме в редакцию ветераны транспортной системы? По-видимому, у аксакалов назрела необходимость высказаться. Учитывая их пожелание, мы организовали сегодняшнюю встречу со всеми заинтересованными сторонами. Итак, прошу вас высказать свое мнение по поводу обстановки на дорогах региона. Г. Ефремов: Действительно, с некоторых пор какая-та чехарда творится на дорогах. Приходится констатировать, что никакого порядка в этом вопросе нет. Видя такую картину, не раз обращался к представителям государственных органов с разными предложениями. Однако зачастую слышу от них несуразные ответы или получаю откровенные отписки. Возьмем, к примеру, общественный транспорт, с участием которого в регионе совершается много аварий. Кто сейчас сидит за рулем автобусов? Молодые люди, у которых нет опыта вождения. Возьмите какой-нибудь дальний рейс. От Сары-Агаша до Астаны - 30 часов езды. За рулем автобуса два водителя, они якобы сменяют друг друга. Но кто следит за режимом их отдыха? По большому счету, водителям физически очень тяжело разделить на двоих 30 часов пути, и говорить о том, что они не устают, неправильно. Не оттого ли у нас много аварий с участием общественного транспорта? А ведь в наше время за междугородными перевозками был строгий контроль. В райцентрах стояли диспетчерские службы, которые проверяли каждый автобус на техническое состояние, в случае необходимости могли заменить и машину, и шофера. Сейчас водитель едет из Шымкента в Алматы и думает о том, как ему заработать побольше денег. Приехав в южную столицу, он уже через несколько часов отправляется обратно. И никакого контроля здесь нет. К. Алимжанов: Я полностью согласен с вами в этом вопросе. Ситуацию с водителями автобусов мы изучали, проводили рейды и порой узнавали удивительные вещи. Они могут устроить между собой спор, за какое время доедут из одного города в другой. Понятно, в такой спешке и возникают дорожно-транспортные происшествия со множеством жертв. К сожалению, сегодня мы пока не можем добиться понимания со стороны водителей. Они рискуют собственными жизнями, здоровьем пассажиров, некоторые не знают элементарных правил. Например, не могут ответить, с какой максимальной скоростью им разрешено передвигаться на том или ином участке. Или спорят и отказываются представить записи тахошайбы, в которой указываются время в пути водителя, часы его отдыха и так далее. Бывают другие казусы. Например, зимой при гололеде мы перекрываем перевалы, однако некоторые граждане все равно норовят проехать. Мы им объясняем, что их транспорт застрянет, а они упорствуют. В. Тю: Как человек, много лет проработавший в транспортной системе, хотел бы добавить: раньше автобус доезжал до Алматы за 10 часов. Там шофер отдыхал 10 часов, проходил медобследование и только потом мог снова сесть за руль. Сейчас же водители умудряются совершить рейс за шесть часов, причем все поездки сегодня - ночные! Длительность рабочего дня для человека устанавливают в восемь часов, транспортники же могут работать по 20 часов в сутки. Все потому, что руководитель компании-перевозчика платит шоферу за каждый рейс около пяти тысяч тенге, и тот заинтересован сделать как можно больше поездок. На территории области многие аварии совершаются транзитным транспортом. Шымкентские водители больше подвержены усталости - ведь им ехать до Алматы дальше, чем таразским. А. Жанузаков: В былые времена существовал так называемый техминимум. В автопарки приезжала комиссия, проверяла и состояние транспорта, и самого водителя на знание правил. И все заранее готовились, чинили технику, освежали память, потому что комиссия могла запросто снять с линии. Необходимо возродить эту практику. К. Алимжанов: Здесь я с вами согласен. Увы, отсутствие дисциплины водителей пока что является одной из главных причин аварийности. Нужны меры законодательного характера.

Кто на медкомиссию, а кто - в карты

Б. Момынкул: Определенные нарекания у населения вызывает и работа таксистов, которые очень часто создают аварийные ситуации. Например, они могут стоять на проезжей части, прямо перед поворотами. Или возьмите автобусную остановку возле площади Достык. Там стоянку таксистов еще и узаконили, установив соответствующий знак. Теперь в час пик в этом районе постоянные пробки, порой от областного акимата до площади едешь целых 15 минут. Г. Ефремов: Такси - это больная тема для нашего города. Я также несколько раз обращался по поводу их работы в разные инстанции, но проверять частные перевозки никто не спешит. Нам необходимо взять в качестве примера систему работы такси в европейских странах. А. Досмуханбетулы: На самом деле у нас прописаны правила и законы, регламентирующие их работу. Раньше в нашей области ежеквартальный техосмотр проходило около 2000 такси, сейчас за полгода проходит всего... 30 машин! Но кто поверит в реальность этой цифры? Ни для кого не секрет, что наши граждане предпочитают работать без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. За руль такси может сесть юноша, только что получивший права на вождение. И никто его не проверит. В результате же получается следующая картина: кто зарегистрировался в качестве таксиста, тот обязан пройти все процедуры для выезда на линию, вплоть до медкомиссии, кто работает неофициально, тот беззаботно играет в карты на капоте машины. В. Тю: Действительно, сегодня таксистом работает любой, кто захочет. Никто не знает, прошел ли данный водитель медкомиссию и сел ли он трезвым за руль. Самой машине может быть за тридцать лет. Сегодня в салоне могут оказаться дрова, завтра туда положат барана, а потом сядет пассажир. Как руководителю таксопарка мне бы хотелось развития компании, я готов даже взять машины в кредит. Но зачем мне это делать, если я плачу налоги, а моим конкурентам дают зеленый свет? Конкурировать с нелегальными таксистами, которые главной целью ставят не качество обслуживания, а заработок любой ценой, очень тяжело. Опыт зарубежных стран действительно можно перенять. В Турции, к примеру, человек платит налог и получает желтые номера городского такси. Для междугородного извозчика - красные номера. Тогда всем понятно, что это легальное такси.  

Технический недосмотр

Б. Момынкул: В свое время в качестве меры по снижению аварийности тех-осмотр автомашин передали в частные руки. Как вы думаете, улучшилось ли положение дел после этого? В. Тю: Раньше эту важную процедуру проводили одной шариковой ручкой: сотруднику дорожной полиции достаточно было провести визуальный осмотр и просто расписаться в документе. Что мы получили сегодня? К тем, кто закупил дорогостоящее оборудование для проведения техосмотра автомашин, существует масса требований. Предприниматели стараются их выполнять. Но в то же время появилась масса подобных центров, и во многих из них машины не проверяются как следует. Их просто фотографируют, и все. Кое-куда грузовой автомобиль не заезжает, но ему ставят положительную оценку. Реальное состояние транспортного средства остается загадкой. К сожалению, в ходу и фальшивые талоны техосмотра. Это чревато большими неприятностями. А. Досмуханбетулы: Дело еще и в психологии наших водителей. Многие из них удивляются, когда во время техосмотра просишь их загнать машину на станцию. Зачем? - удивляются они. Мол, поставьте мне печать, и я поеду... Но мне кажется, сегодня нужно упорядочить транспортное движение во всем городе. Количество машин в регионе растет. Это не значит, что в этом нужно видеть корень зла. На дорогах Германии бывает еще больше автомобилей, где-то выше скоростные ограничения, однако там не бывает столько аварий.  

Знаковые проблемы

А. Досмуханбетулы: Обратите внимание на хаос с дорожными знаками, который творится у нас. В сторону села Кызыл жулдыз на коротком расстоянии друг от друга стоят два ограничивающих скорость знака, а потом идет населенный пункт. Спрашивается, зачем? На другом участке при въезде в город может стоять знак, разрешающий максимальную скорость 90 километров в час, а сразу же за ним - знак о населенном пункте, где допустимая скорость ниже. Как правило, тут же частенько стоят сотрудники полиции с жезлом, ловя на этих «хитрых» участках водителей. Один из полицейских пытался выписать мне штраф, убеждая меня в том, что населенный пункт начался после арки с надписью «Тараз». Я показал ему Правила дорожного движения (брошюрка всегда у меня с собой) и сказал: найдешь здесь такой знак - «арка», я тебе оставлю ключи от машины! А. Жанузаков: Или возьмите ситуацию в городе. Буквально на каждом шагу у нас светофоры, а в нескольких десятках метрах от них - пешеходные переходы. Водитель вынужден два раза останавливаться в течение одной минуты, и это очень нервирует. Мы все привыкли ругать шоферов, но сначала нужно создать им благоприятные условия. А пешеходам не составило бы труда пройти 18 - 20 мет-ров. Эти знаки и разметки, расположенные на пересечениях улиц Байзак батыра - Желтоксан, Толе би - Желтоксан и так далее, необходимо пересмотреть. А. Досмуханбетулы: Аналогично по ситуации возле магазина «Чайка». Там построили парковку для автомобилей, но рядом стоит знак «Остановка запрещена». Получается, водитель без задней мысли заезжает сюда, и тут как тут - сотрудник дорожной полиции! На пересечении улиц Толе би - Желтоксан тоже заторы возле светофора. Но они бы исчезли, если бы по улице Толе би с правой полосы движения разрешили поворот налево. Некоторые водители так и делают, но там опять-таки стоит инспектор! К. Алимжанов: Отдельные знаки устанавливаются городским отделом ЖКХ. Но в любом случае нарекания по данному поводу мы возьмем на заметку. Безусловно, большая ответственность на дороге лежит на водителях, а у нас пешехода поставили на первый план. Как вы понимаете, это вызвано тем, что наши люди не хотят переходить дорогу в положенном месте, а норовят сделать это там, где им удобно. Как бы то ни было, все прозвучавшие предложения по дорожным знакам мы возьмем на заметку и изучим их. Это касается и упомянутой ситуации вокруг парковки таксистов у площади Достык. Что касается нареканий по поводу того, что инспектора дежурят на многих перекрестках, то мы выбираем проблемные участки. Однако там, где установлена автоматическая система «Интегро», сейчас наших сотрудников нет. По поводу того, что некоторые наши сотрудники не знают правил дорожного движения, вынужден отчасти согласиться. Наблюдается текучесть кадров, а новички, к сожалению, не всегда готовы. Некоторые из них не могут рапорт нормально написать. А. Досмуханбетулы: Продолжая тему, хотел бы обратить внимание на обстановку возле Народного банка по улице Толе би, напротив центрального стадиона. Там стоит знак «Остановка запрещена», а парковки возле офиса нет. Что делать, если в машине немощные старики? Их высаживают подальше, приходится назад возвращаться пешком. То же самое возле кафе в парке напротив - машины некуда припарковать.  

Будет ли развязка?

Г. Ефремов: Мне кажется, дело не должно ограничиваться только рассмотрением знаков. Городу, как воздух, нужны развязки и мосты. На многих перекрестках уже сегодня образуются пробки. Необходимо «вскрывать» некоторые улицы. Например, напрашивается проезд через железнодорожную линию на пересечении улиц Абая и Маметовой. А посмотрите, что творится на площади Достык в то время, когда ее перекрывают! Невозможно перейти с одной стороны на другую. Горакимату пора принимать решение. Если уже сегодня нельзя про-ехать, что будет завтра? А. Досмуханбетулы: Также нужно рассмотреть возможность освобождения улицы Желтоксан на Аллее Славы. Параллельная улица Койгельды уже запружена, хотя там и одностороннее движение. Все водители едут на Айтиева, где очень тяжело проехать. Почему бы не расширить эту улицу за счет недействующего забетонированного арыка? В свое время в Алматы снесли целое здание, чтобы открыть улицу и сделать сквозное движение. В обеих столицах построили несколько транспортных развязок, и сделано все это красиво. Мы тоже должны к этому прийти. К. Алимжанов: Да, некоторые из этих вопросов выносились на рассмотрение властей еще несколько лет назад, кое-где даже обговаривали возможность строительства подземных переходов. Но, к сожалению, конкретно этим никто не занимался.  

Человеческий фактор

К. Алимжанов: Вот еще на что хотелось бы обратить внимание. Несмотря на принимаемые меры по обеспечению безопасности, беспокоит отношение самих водителей к правилам дорожного движения. Нарушений до сих пор очень много. Две коммунальные штрафстоянки сегодня переполнены. Часто приходится слышать, что правила в основном нарушают молодые водители. Однако наш анализ показал, что подвержены этому и опытные автомобилисты в возрасте от 45 до 55 лет. Они часто пересекают стоп-линию, разворачиваются в неположенном месте и так далее. Хлопоты нам доставляют и скутеры, которыми зачастую управляют не-опытные граждане. Г. Ефремов: Почти каждый год в Правила дорожного движения вносятся коррективы. Кто-то прочитал об этом, кто-то нет. Пора организовать что-то вроде технического минимума. Надо на уровне областного акимата решить этот вопрос. А. Жанузаков: В связи с этим хотелось бы напомнить о том, что в 2006 году у нас была принята большая региональная программа по обеспечению безопасности дорожного движения. Там все было прописано - вплоть до строительства подземных переходов. Первоначально о ходе выполнения программы отчитывались ежеквартально, но со временем ее забыли. Там как раз таки стоял вопрос о введении техминимума для водителей. В свое время училища, а также средние школы, в которых существовали водительские курсы, проверялись комиссией. Она помогла выявить целый ряд нарушений, в результате школы закрывались. Так выявлялись слабые школы. А. Досмуханбетулы: Кстати говоря, часто говорят о слабой подготовке водителей в автошколах. Но, с другой стороны, основная доля нарушений - это проезд на красный свет светофора, управление транспортом в нетрезвом состоянии, выезд на встречную полосу. Но ведь об этих правилах знает и каждый школьник, и каждый аксакал, для этого не надо специального обучения. В то же время авто-школа лишь готовит граждан, а вот права на вождение выдают в органах полиции. Конечно, не все автошколы «белые и пушистые», где-то действительно не хватает учебного и технического материала. Но возлагать всю вину на них неправильно. Кроме того, нужно ли сегодня автомобилисту знать устройство машины, когда работают сотни СТО, которые сами все отремонтируют? И даже колесо поменяют, и машину помоют...  

Нужны решения

К. Алимжанов: Я думаю, нельзя все списывать на незнание правил водителями. К сожалению, 80 процентов аварий на трассах происходит из-за того, что люди элементарно засыпают за рулем. Нужно вести речь и об их морально-психологической подготовке. Порой сказывается и техническое состояние автомобиля, когда могут взорваться совсем изношенные шины. Тем не менее хочу отметить, что в последнее время мы наблюдаем снижение числа дорожно-транспортных происшествий. Так, по области за шесть месяцев текущего года совершено 545 ДТП, в которых погибли 90 человек, 826 получили ранения. В прошлом году на этот период было 677 аварий, 113 погибших и 1034 раненых. Разумеется, эти цифры вызывают тревогу. Мы теряем наших граждан на дорогах, чаще всего это трудоспособные люди. И нам необходимо сообща вырабатывать меры. Сегодня мы здесь ощутили, насколько разные существуют мнения по ряду вопросов. Б. Момынкул: Мне кажется, сегодняшний разговор был полезен всем его участникам. Хотелось бы, чтобы он не прошел даром. Благодарим всех участников мероприятия за высказанные мнения и надеемся, что сможем на страницах нашей газеты освещать изменения в плане улучшения дорожной обстановки. Я надеюсь, они произойдут в скором времени.   Редакция газеты вынуждена была привести лишь фрагменты беседы, хотя на самом деле круг затронутых вопросов был значительно шире. Отметим, что представители ДВД и отдела ЖКХ выразили готовность рассмотреть необходимость некоторых действующих дорожных знаков и разметок.  

Участники круглого стола решили внести предложения в областную комиссию по безопасности дорожного движения:

1. Рассмотреть возможность проведения всеобуча населения по основам без-опасности дорожного движения. 2. Привести в порядок деятельность водителей, занимающихся частным извозом. 3. Обратить особое внимание на качество проводимого техосмотра автотранспортных средств. 4. Провести работу по оптимизации дорожных знаков для создания благоприятных условий участникам дорожного движения. 5. Разработать план по стабилизации дорожного движения в Таразе с расширением проезжих частей, благо-устройству тротуаров, строительству подземных переходов и транспортных развязок.

Шухрат ХАШИМОВ, Виктор БАРБАШ (фото)