Тоталитарные секты - реальная угроза
В последние годы в Казахстане наблюдается заметный рост численности нетрадиционных религиозно-мистических течений, сект и культов. Если к началу 90-х годов в республике насчитывалось около 700 общин, принадлежащих к семи направлениям, то к настоящему времени их количество увеличилось до трех тысяч. Фактически в нашей стране проживают приверженцы практически всех известных традиционных и нетрадиционных религиозных, околорелигиозных, псевдорелигиозных и религиозно-мистических течений, включая тоталитарные и деструктивные секты и культы. Сегодня очевидно, что корни многих важных общественных и политических проблем лежат в сфере духовности, когда разногласия между людьми, возникающие на почве различий в их духовном мировоззрении, накладываются на политические, национальные, экономические и социальные противоречия. Опасность для окружающих представляют тоталитарные секты, лидеры которых, стремясь к наживе и власти над своими последователями, скрывают свои намерения под религиозными, политическими, психотерапевтическими, оздоровительными, научно-познавательными, культурологическими и другими масками. Их отличают железная дисциплина и беспрекословное подчинение. У каждого человека в определенный период возникают сложные жизненные ситуации. Находясь в состоянии психологического стресса и дискомфорта, он не способен критически воспринимать и анализировать поступающую информацию, чем пользуются адепты деструктивной организации и заполняют тот духовный вакуум, который возникает у человека. При вербовке сектанты используют различные методы привлечения: «Атака любовью» - создание атмосферы любви и заботы, «Спасение» - в их объединении можно найти спасение от различных катаклизмов и проблем, «Исключительность» - члены данного культа считают себя избранными Богом. Также используются различные способы манипуляции сознанием. Определить того, кто попал под влияние, можно по следующим признакам: стремление человека изолироваться от общества, разрыв семейных связей, потеря самостоятельности, а также мнение гуру (наставника), даже если оно идет вразрез с семейными ценностями и социально устоявшимися нормами, является догмой. Основные черты деятельности деструктивных течений - проповедь исключительности своего учения, резкая критика других религий и обещание «божьего наказания» для их последователей. Для привлечения потенциальных адептов проводится активная миссионерская деятельность, включая беседы на улицах, раздачу листовок, трансляцию программ по телевидению и радио и массовые мероприятия. Усиленное внимание обращается на несовершеннолетних, попавших в деструктивную религиозную организацию. Сектанты обучают новых членов организации, наделяют их религиозными именами и духовными званиями, призывают носить культовую одежду и принадлежности. Начинают требовать соблюдения строгой религиозной дисциплины, обязательны пожертвования, а также сбор подаяний. Для вербовки новых адептов создаются реабилитационные центры, летние лагеря, детские и молодежные учреждения. К деструктивным относятся учения ваххабитов, саентологов, свидетелей Иеговы, мормонов, а также различные культы восточной и сатанистской направленности, которые активно пополняют свои ряды адептами из числа наших граждан. Присутствующие в их взглядах негативизм и сектантство не только наносят вред обществу, но и дискредитируют саму идею и сущность религии. Они отрицают и игнорируют исторические традиции, быт и нравы народов Казахстана и наносят вред физическому и психологическому здоровью наших сограждан. Этим самым они не только подтачивают корни и устои традиционных религий, но и расшатывают государственные основы нашего общества, представляя угрозу национальной безопасности и стабильности нашей страны. Поэтому для предотвращения деятельности таких организаций необходимо повышать религиозную грамотность населения.Рашид БАКИРОВ, профессор Таразского государственного университета,
Сакен ОМАРОВ, доцент Таразского государственного университета