Когда Тараз получит обещанные троллейбусы?
В начале прошлого года руководство троллейбусного парка порадовало таразцев приятной новостью: город выделил деньги на приобретение 12 машин, и вскоре они выйдут на маршруты. Но в Таразе их до сих пор нет.
Сейчас на маршрутах города регулярно работают от семи до девяти троллейбусов. Большинство из них - ровесники троллейбусного парка, созданного более 30 лет назад, давно уже выработали свой ресурс и требуют замены.
Почему до сих пор нет троллейбусов, о которых было заявлено более года назад, журналисту нашей газеты рассказывает директор ТОО «
Таразкоммуналкөлік» Дархан Алибаев.
- В прошлом году в Алматы был создан муниципальный автотранспортный парк, - информирует он. - Предприятие приобрело 200 автобусов китайского производства на газовом топливе и параллельно с этим решило закупить еще 200 троллейбусов. Те же троллейбусы, которые освободятся, они должны были выставить на аукцион. Узнав об этом, мы решили приобрести 12 бывших в эксплуатации троллейбусов по остаточной стоимости. Для этой цели акимат Тараза выделил из бюджета 15 миллионов тенге.
Причин для каких-то сомнений или недоверия к алматинцам не было. Спонсором муниципального автопарка выступает Европейский банк реконструкции и развития, а гарантом - акимат Алматы.
Итак, в Алматы должен был состояться тендер, и парк южной столицы пополнился бы новыми машинами. Но по техническим причинам конкурс этот состоялся только в ноябре 2011 года.
- Мы прождали целый год! В начале февраля текущего года я ездил в Алматы, чтобы на месте разобраться, почему до сих пор не проводят обещанный аукцион, - говорит собеседник. - Оказалось, что в тендере приняли участие 14 компаний. Выиграли белорусские производители. Но потом выяснилось, что их троллейбусы не подходят нам, так как не рассчитаны на наши климатические условия. Теперь алматинцы заключили договор с китайскими производителями троллейбусов. Белорусы не согласились с мотивацией отказа от их машин и подали иск в суд. Судебный процесс алматинцы выиграли, но эта волокита отняла много времени. Партия троллейбусов из Китая, как меня заверили, уже на подходе.
Тут возникает еще один вопрос: если проводится аукцион, то где гарантия, что Таразу достанутся 12 троллейбусов?
- Нам твердо пообещали, что при получении первой же партии новых машин проведут аукцион, и что Таразу точно достанется 12 троллейбусов, так как спрос на них небольшой, - считает Д. Алибаев. - Для нашего предприятия это очень выгодно, так как новый
троллейбус стоит от 170 тысяч долларов (более 25 миллионов тенге). То есть на выделенные деньги мы бы не купили ни одного нового транспортного средства.
Вот такую ситуацию обрисовал руководитель ТОО. Конечно, во всей этой истории наш город выглядит пострадавшей стороной. Впору задаться вопросом: почему же в Алматы вдруг отказались от белорусских машин? Что это за «климатические условия», из-за которых город вдруг передумал в пользу китайских поставщиков? Ведь, по нашим данным, в прошлом году новые троллейбусы этой страны закупали Россия и Молдова. Они потребляют электроэнергии на 40 процентов меньше, чем нынешние машины парка.
Как оказалось, основания для отказа были весьма серьезными. Так, отрицательно сказываются некоторые нюансы конструкции. Например, компрессор воздушного охлаждения разработан производителями так, что постоянно пребывает в действии, не отключаясь. Происходит дополнительный обогрев салона, что в 40-градусную жару делает поездку в троллейбусе невыносимой. Судя по всему, создатели данной техники рассчитывали на эксплуатацию в более мягких климатических условиях, не особо жарких и не особо холодных, поэтому зимой обогрев салона не ахти какой, и водители были вынуждены устанавливать самодельные печки-обогреватели.
В любом случае, по словам Д. Алибаева, машины прибудут в город в ближайшее время. При их поступлении в Таразе будут открыты два дополнительных маршрута. Первый - так называемый «студенческий маршрут», известный горожанам под № 9, второй же возобновит троллейбусное движение в сторону железнодорожного вокзала, которое существовало до 1996 года. В общем, подождем еще чуть-чуть.
Василий МАЗУР