Анатолий Гусаров: «Мы строили на совесть, чтобы потомки спасибо сказали»
В этом году Жамбылская область отпразднует 75-летие. Позади годы становления и развития. Но если для молодого поколения это уже история, то для людей, стоявших у истоков зарождения суверенного Казахстана, - часть жизни. Вместе с почетным гражданином Жамбылской области, ветераном труда, почетным строителем Казахстана Анатолием Федоровичем Гусаровым мы вернулись на полвека назад и вспомнили первые шаги становления молодого региона. - Анатолий Федорович, Вы приехали в Джамбулскую область по направлению, прошли путь от десятника до первого заместителя председателя Джамбулского облисполкома, а затем и заместителя главы областной администрации. За Вашими плечами более 47 лет трудового стажа. Расскажите, как и когда состоялось Ваше первое знакомство с нашим регионом. - Я прибыл в Джамбул в 1961 году по направлению республиканского треста «Казахтрансстрой» в строительно-монтажный поезд № 306, образованный в 1956 году для строительства железных дорог. Здесь меня сразу назначили начальником участка, затем перевели на должность начальника производственно-технического отдела, а вскоре и главного инженера. На тот момент мне было всего 24 года, но за моими плечами уже имелся опыт работы на руководящей должности - с 1959 по 1961 год в узбекском городе Карши я руководил строительным управлением. К середине 60-х годов железная магистраль страны не справлялась с потоком народнохозяйственных грузов. Турксиб на всем своем протяжении был однопутным. Поэтому руководством страны было принято решение о строительстве второго главного пути. СМП-306 поручили прокладку железнодорожной линии от станции Бадам до станции Чу. Предстояло проложить сотни километров путей со всей необходимой инфраструктурой. Сроки были сжатыми, а условия работы - жесткими. Чтобы не выбиться из графика, приходилось привлекать дополнительные силы. Тогда списочный состав нашего предприятия доходил до 1200 человек. Это сейчас все механизировано, а тогда основную работу выполняли вручную, рельсы и шпалы таскали на себе. Несмотря на сложные условия, мы старались внедрять что-то новое. К примеру, у нас был успешный опыт по укладке второго пути на железобетонных шпалах между станциями Бурное - Джамбул, на перегоне Сурум - Куркуреусу, по восстановлению размытого паводками главного пути. Когда движение поездов на основной железнодорожной линии было прервано на длительный срок, приходилось всем сообща и каждому в отдельности быть если не изобретателем, то во всяком случае рационализатором. При строительстве вторых путей одновременно с перегонами развивали станции и разъезды, строили жилые объекты и линейно-путейные здания. Когда завершилось строительство вторых путей Турксиба, развернулась прокладка железнодорожной линии Каратау - Жанатас - Карьерная с полным комплексом сооружений. В 1943 году была построена железнодорожная линия Джамбул - Каратау (90 километров) к месторождениям фосфоритов, добываемых закрытым способом. В Джамбуле и Чимкенте строились химические заводы, и их надо было обеспечивать сырьем. В итоге была проложена железная дорога от Каратау к руднику Аксай (33 километра), потом от станции Коктал рельсы повели к месторождению Жанатас (69 километров). Так завершилось строительство железной дороги Каратау - Карьерная общей протяженностью 166 километров. Она обеспечивала перевозки фосфоритного сырья на химические предприятия Джамбула, Чимкента, Самарканда, Чарджоу, Тольятти и Волгограда. - Анатолий Федорович, помимо железных дорог сегодня, можно сказать, Вы буквально «в лицо» знаете большую часть крупных объектов социально-культурной сферы. Приятно осознавать, что приложили руку к их созданию? - Да, вы правы, СМП-306 построил на станциях Актобе и Чабакты жилые дома, детские сады, школы, фельдшерско-акушерские пункты. В Жанатасе, помимо прочего, был построен вокзал, пункт технического осмотра вагонов и тепловозов, грузовой двор, энергоучасток. В Джамбуле - железнодорожный вокзал, широкоформатный кинотеатр имени Чокана Валиханова, Дом политпросвещения (ныне главный корпус Таразского государственного университета), телевизионная вышка, комплекс зданий научно-исследовательского института водного хозяйства, школы, детские сады, десятки многоквартирных жилых домов. Мы строили на совесть, на века, чтобы потомки спасибо сказали. Безупречная деловая репутация стала визитной карточкой нашего коллектива, ключом к успешной деятельности. Чтобы этого добиться, порой приходилось работать по 18 часов в сутки. Несмотря на это, наш труд приносил нам большое моральное удовлетворение. - Ваш профессионализм, жизненный опыт и широкий кругозор позволили Вам добиться успехов и на государственной службе. Расскажите, как развивалась область в те годы, каким Вам запомнилось то время? - Да, в январе 1974 года меня избрали первым заместителем председателя Джамбулского горисполкома. Через шесть лет назначили заведующим отделом строительства Джамбулского обкома партии, в 1981 году избрали первым заместителем председателя Джамбулского облисполкома, где я поработал до развала Советского Союза. Семидесятые - восьмидесятые годы прошлого века были периодом бурного развития большой химии, легкой и пищевой промышленности. В области невиданными ранее темпами поднимались заводы, фабрики, объекты стройиндустрии. Дел было невпроворот. Надо было содержать городское хозяйство, решать жилищные и социальные проблемы. Высокими темпами возводились дома, школы, детские сады, больницы и другие объекты соцкультбыта. И все это на фоне сдачи в эксплуатацию мощных химических заводов: производственного объединения «Химпром», Новоджамбулского фосфорного завода. Сотни километров мною были пройдены по пыльным территориям новостроек и по этажам многоквартирных домов. Возникали постоянные проблемы: нехватка кадров, техники, материалов, оборудования. Не одну бессонную ночь пришлось провести в поисках решения вопросов, возникающих с неумолимым постоянством, учинять строгий спрос с нерадивых руководителей на планерках. Но все тяготы уходили, когда я видел радость в глазах людей, получающих ключи от новеньких квартир, восторженные лица идущих в только что построенную школу детей, гордую осанку строителей, сдавших в эксплуатацию объекты. С большой теплотой воспоминаю время работы заведующим отделом строительства обкома партии. Моим непосредственным руководителем был опытный инженер-монтажник, от и до знающий все тонкости строительства, талантливый организатор, секретарь обкома партии Николай Красносельский. В то время первым секретарем обкома партии был Хасан Шаяхметович Бектурганов - мудрейший человек, умеющий принимать смелые решения и всегда ставивший во главу угла государственные интересы. С его именем связано не только строительство предприятий большой химии. Особое внимание он уделял строительству жилья и объектов соцкультбыта. Хасан Шаяхметович говорил: «Министры отвечают за ввод производственных мощностей, а мы с тобой должны в первую очередь создать нормальные условия для людей». Как глава области он выдвигал на руководящую работу молодых и перспективных специалистов. При нем выросла целая плеяда талантливых руководителей высочайшего уровня: директора химических заводов Туйгынбек Темирбеков, Толепбек Исаев, Марат Атабаев; строители Валентин Шалепо, Леонтий Дядечко, Анатолий Овсянников, Юрий Сухоруков, Григорий Семенченко; монтажники Сергей Айтышев, Павел Сихиди, Георгий Хутиди и многие другие. Я и сегодня с чувством огромной благодарности вспоминаю Хасана Бектурганова и Сейлхана Аккозиева. Последний, будучи председателем облисполкома, в 1981 году попросил обком партии перевести меня на должность своего первого заместителя. В короткие сроки он помог мне освоиться на новом месте, обрести чувство уверенности. Он всегда зажигал подчиненных своей энергией. - Что произошло после развала Советского Союза, и как Вы сегодня оцениваете социально-экономическое положение Жамбылской области? - Случилось неизбежное: держава рухнула, расколовшись на 15 разномасштабных величин. Стал суверенным государством и Казахстан. Но распад единой экономики и хозяйственных связей привел к остановке многих производств. Упали до крайней отметки доходы государства, начались проблемы с выплатами заработной платы и пенсий, в стране наступила стагнация. Было ясно, что старые методы полностью дискредитированы, а новых никто еще не изобрел. Но дальновидность нашего Президента Нурсултана Назарбаева, его воля помогли Казахстану достойно перенести все испытания. Было принято решение переводить экономику на индустриальные рельсы, создавать высокотехнологичные производства. Этому курсу Президента следует и наша Жамбылская область во главе с достойным руководителем Каримом Кокрекбаевым. Отрадно, что основной акцент он делает на реализацию программы форсированного индустриально-инновационного развития и прикладывает максимум усилий, чтобы показатель валового регионального продукта на душу населения только возрастал. Выезжая в районы, аким прежде всего уделяет внимание процессам реализации инвестиционных проектов, включенных в Карту индустриализации, развитию малого и среднего бизнеса, аграрному сектору. Карим Насбекович был среди тех, кто закладывал фундамент суверенного государства, принимал активное участие в становлении и развитии страны. Его отличают особые человеческие качества: чуткое отношение к людям, их проблемам и нуждам. Он настоящий хозяйственник, а это значит, что показатели социально-экономического развития нашей области будут только расти.Беседовала Татьяна БОРИСЕНКО