Новости

Отец казахского сопромата

Отец казахского сопромата

Роль учителя в выборе профессии молодым человеком неоценима

Редакция газеты «Знамя труда» открывает новую рубрику. В нашей области и за ее пределами живут и работают замечательные люди, профессионалы своего дела, прекрасные семьянины. Их жизненный путь и опыт могут сослужить хорошую службу каждому из нас, помочь в выборе профессии, оградить от ошибок. Поэтому мы решили время от времени приглашать таких людей в редакцию, чтобы побеседовать с ними в доверительной обстановке.  Сегодня дебют рубрики «Гостиная «Знамени труда». Первым на беседу пригласили ректора Таразского технического института, академика Сагата Султановича Жунисбекова. - Уважаемый Сагат Султанович, поначалу хочу представить Вас нашим читателям. Насколько я знаю, Вы написали сотни научных статей, десятки учебных пособий и монографий. Подготовили тысячи грамотных специалистов для таких отраслей экономики страны, как строительство, машиностроение, гидротехнические системы, геология, горнорудное дело, электроэнергетика и другие. Наверное, поэтому Вас избрали академиком четырех академий Казахстана и России: Национальной инженерной академии Республики Казахстан (г. Алматы), Национальной академии естественных наук Республики Казахстан (г. Астана), Национальной академии наук машиностроения и транспорта (г. Алматы), Международной инженерной академии (г. Москва). Являетесь почетным работником сферы образования и науки. Имеете звание почетного инженера Казахстана и почетного гражданина города Тараза. Думаю, не стоит объяснять, что все это есть не только плоды многолетнего труда, но и жесткой дисциплины. Однако смотрю на Вас, и кажется, мягче Вас человека не сыскать. А коллектив-то у Вас большой, как справляетесь? - Характер - это совокупность человеческого воспитания и образованности. Подумайте сами, грамотный и культурный человек для достижения своих целей постарается найти общий язык с разными людьми. Понятно же, что по служебной необходимости приходится иметь дело с людьми самых разных характеров. И я готов принять каждого с подобающим уважением, понять их проблемы и помочь в их решении. - Как-то знающие люди сказали, что Вас в научных кругах зовут отцом казахского сопромата. Откуда это? - «Если хочешь стать избранным рабом Божьим, будь ученым либо другом ученого», - цитирует наш народ Пророка Мухаммеда. Я избрал путь ученого. Предыстория такова: после окончания средней школы в 1958 году поступил в Казахский технологический институт в городе Шымкенте. На втором курсе лекции по предмету «Сопротивление материалов» читал Виктор Андреевич Колесников. Коренной москвич, он приехал в наш институт по специальному направлению из Москвы. Это был молодой человек, защитивший кандидатскую диссертацию по сопромату в Московском институте химического машиностроения. Образованностью, своеобразным ведением занятий, уважительным отношением к студентам снискал среди нас любовь и почет. Под его влиянием я принял решение посвятить себя науке. Мой учитель не только дал мне направление в науку, но и принял непосредственное участие в исполнении мечты. По его предмету я получал только пятерки. А после окончания учебы Виктор Андреевич попросил ректорат оставить меня на работе в институте, на его кафедре. Так сразу со студенческой скамьи в аудиторию я вошел преподавателем. В те времена это было чрезвычайно почетно и ответственно. Проработав в родном институте три года и отслужив в армии, в 1969 году я поступил в аспирантуру кафедры «Сопромат» Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина. В свое время здесь работали ученые с мировым именем, известные специалисты в области механики Г. Н. Тимошенко, Н. И. Беляев, Ю. И. Ягн. В 1972 году тут же защитил кандидатскую диссертацию. На этой же кафедре в конце восьмидесятых годов защитил и докторскую диссертацию. Добавлю, что с 1974 года работал в Жамбылском гидромелиоративно-строительном институте заведующим кафедрой, проректором по учебно-воспитательной работе. С 1998 по 2008 год работал директором Жамбылского филиала Алматинского университета «Кайнар». Начиная с 2008 года работаю ректором Таразского технического института. Сделаю экскурс в прошлое. В 1972 году на защите моей кандидатской диссертации восьмидесятилетний заведующий кафедрой Юлий Иванович Ягн сказал такие слова: «Это первый трудолюбивый, грамотный, дисциплинированный молодой человек из Казахстана, пришедший на нашу кафедру. Этим он открыл для Казахстана двери Европы (Ленинградского политехнического института). Он очень грамотно написал диссертацию. В этом нет ничего удивительного, потому что он не простой человек, а представитель героического миролюбивого казахского народа, который в свое время поставил на колени джунгар. Поэтому призываю вас единогласно проголосовать за него». Находясь на преподавательской работе, я столкнулся с тем, что в технических вузах республики нет учебных пособий по техническим дисциплинам на казахском языке. Так я стал переводить их на родной язык. И в 1986 году в издательстве «Мектеп» была выпущена книга «Сопротивление материалов» на казахском языке, в том же году в том же издательстве вышла книга «Основы теории упругости и пластичности», а в 1992 году в издательстве «Кайнар» опубликована книга «Детали машин». Эти учебные пособия на казахском языке оказали большую помощь не только студентам технических вузов, но и преподавателям. - Когда ни встретишь Вас, о чем ни заговоришь, тема беседы с Вами плавно переводится к проблеме подготовки технических кадров. Неужели вопрос так серьезен? - Развал Советского Союза и обретение Казахстаном государственной независимости сопровождались болезненными явлениями. Экономика пришла в упадок. Особенно пострадала промышленность. И здесь мы обязаны сказать о том, какие неимоверные силы приложил для выправления положения Президент Нурсултан Назарбаев. За два с небольшим десятилетия страна не только превозмогла глубочайший кризис, но и достигла невиданных успехов и в экономике, и в социальной сфере: вошла в число 50 экономически развитых государств мира. Естественно, в этих достижениях есть доля вклада образования и науки. Однако образование не успевает вслед за экономикой. Особенно это касается учебных заведений, которые готовят технические кадры. Не секрет, что за годы независимости было открыто много частных вузов, у которых нет лабораторий, нет мастерских, нет базы для прохождения практики студентами. К сожалению, в одно время мы упустили из виду такой важный вопрос, как подготовка специалистов для сельского хозяйства, пищевой, легкой, тяжелой промышленности, энергетики, геологии, горнорудного дела и других отраслей народного хозяйства. А особенно это коснулось вопроса подготовки инженерных кад-ров, которые и должны были продвигать вперед названные отрасли. Профориентационная работа велась однобоко. Для молодых людей престижным стало выучиться на юриста, бухгалтера и других специалистов. Это явилось причиной перенасыщения рынка труда такими специалистами. К сожалению, явление продолжает иметь место и теперь. Здесь я хочу сказать, что было и есть ошибкой обучать на платной основе преподавателей математики, химии, физики и некоторых других предметов, а также медиков. Данный вопрос неоднократно обсуждался на традиционных августовских совещаниях учителей. Однако конкретного решения мы так и не дождались. Но вернемся к вопросу технического обучения. Сразу скажу, здесь нам особо нечем похвастаться. В области подготовка технических специалистов сократилась в десять раз. В то же время объемы строительства по сравнению с восьмидесятыми годами нисколько не уменьшились. Вот и спрашивается, кто и, главное, как строит? Не поэтому ли при малейшем дуновении ветра с домов сносит крыши, непонятно почему, но водопроводные сети дают течь, асфальтовое покрытие дорог изнашивается раньше автошин. В то же время примерно в тридцать раз увеличилась подготовка юристов, банкиров, таможенников и других специалистов. И самое печальное в том, что я не встретил ни одного государственного мужа, обеспокоившегося таким перекосом и попытавшегося решить данную проблему. Частные вузы, обучающие молодых людей нетехническим специальностям, не думают о том, что выпускники не смогут трудоустроиться из-за перенасыщения рынка труда специалистами названных профилей. Отсюда проистекают социально-экономические проблемы. - Мы с Вами не один год являемся членами государственной комиссии по проведению Комплексного тестирования. И каждый год Вы болезненно воспринимаете его результаты. - На мой взгляд, у Единого национального тестирования и Комплексного тестирования есть один очень отрицательный момент. Это отсутствие прямого общения преподавателя с тестируемым. Следовательно, преподаватель не знает, каков интеллект молодого человека, умеет ли он вести беседу, обладает ли задатками лидера либо он ведомый. А ведь непосредственное общение помогает и студенту понять своего преподавателя, брать с него пример. Я выше уже говорил, что все мои сегодняшние достижения являются исполнением мечты быть похожим на своего учителя Виктора Колесникова. Учитель - это великое понятие. Личный пример учителя может сделать молодого человека выдающимся ученым, замечательным специалистом. Однако сейчас эта связь между учителем и учеником прервана, и это печально. Поэтому нередко встречаем молодых людей, набравших неплохие баллы на тестировании, однако не обладающих качествами патриота, доброго человека. Здесь, думаю, уместно привести один пример. 19 - 20 июля текущего года на базе Таразского государственного педагогического института прошло Комплексное тестирование. В нем я, как, впрочем, и ты, принимал участие как член государственной комиссии. Коллектив пединститута, члены госкомиссии, представители Министерства образования и науки два дня с раннего утра до поздней ночи старались провести его на высоком уровне, чтобы ребята смогли сдать экзамен в комфортных условиях. Но посмотрите на результаты нашей работы. Из 1200 тестируемых свыше 80 процентов не могли преодолеть пороговый уровень в 50 баллов! Сразу отметим, что такой обескураживающе низкий уровень знаний тестируемые показали не только в нашем пединституте, а по всей республике. А ведь мы говорим, что молодежь - будущее Казахстана. Было стыдно, больно, было жаль своих трудов и огромных государственных средств. Конечно, можно сделать вид, что ничего сверхъестественного не произошло, и продолжать работать. Но итоги КТ не дают мне покоя. Кто ответствен за такие результаты? Где искать виновных? Может быть, желая изжить коррупцию при сдаче экзаменов, мы, сами того не замечая, свернули с большой дороги, ведущей к цивилизованному обществу? Результаты КТ наглядно показали, что в этом вопросе еще немало нестыковок. - Вы не жалеете, что избрали для себя тяжкий труд преподавателя технических дисциплин? - Я безмерно счастлив, что не ошибся в выборе профессии, за что премного благодарен своему наставнику. Всю свою жизнь посвятил любимому делу. Теоретическая механика, сопротивление материалов, детали машин, теория упругости и пластичности - вот предметы, по которым я читал лекции студентам, написал учебные пособия, то есть я всего себя посвятил техническому образованию. Поэтому хочу, чтобы молодые люди выбирали технические специальности, мечтаю, чтобы техническое образование в системе образования заняло свое достойное место. Ведь государство держится на экономике, а экономика - на производстве. Без развития производства мы не обеспечим благосостояние народа. А производство вперед продвигают технические кадры - инженеры, механики, строители, энергетики, геологи и другие. - Что Вы лично сделали, чтобы практически решить проблему дефицита технических кадров? - Исходя из потребностей области в квалифицированных технических кадрах я шесть лет назад открыл Таразский технический институт. Здесь готовят бакалавров по двенадцати специальностям: «Строительство», «Электроэнергетика», «Горное дело», «Геология и разведка полезных ископаемых», «Технологические машины и оборудование»», «Экономика» и другие. Заключили договоры на обучение специалистов с такими гигантами, как «Казфосфат», «КЕGОС», «КазАтомПром». Студенты проходят производственную практику на предприятиях названных компаний. Наши преподаватели часто выезжают на эти предприятия для обмена опытом, а их технические специалисты совершенствуют у нас теоретические знания. Создание, а особенно сохранение технического института в рыночных условиях требует большой ответственности. Нужна кропотливая организаторская работа, потому что выпускники школ и их родители до сих пор не прониклись важностью получения технического образования. К тому же мы не можем себе позволить принимать на учебу молодых людей с низкими тестовыми баллами. Это сказывается на финансовом положении института. Впрочем, есть и обнадеживающий фактор: в последнее время замечаю, что некоторые юристы, финансисты, педагоги, люди гуманитарных профессий идут к нам, чтобы получить второе высшее образование - техническое. - Мы с Вами знакомы, можно сказать, давно. Но я ничего не знаю о Ваших корнях, родителях. - Родился в простой семье в ауле Атбулак, что в Каратасском районе Южно-Казахстанской области. Мое детство выпало на трудные послевоенные годы. Родители на износ работали на колхозных полях, мы их практически не видели, они уходили с первыми лучами солнца, а возвращались ночью. Только зимой выдавалось время быть с ними вместе. Отец участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен, вернулся домой инвалидом. Я в семье рос шестым ребенком. Мы видели, как родители выбивались из сил, чтобы прокормить нас. И нам было жалко их. Наверное, поэтому мы все рано стали работать. Сызмальства пахал землю, занимался посевом, окучивал растения, поливал поля, убирал урожай, собирал хлопок, словом, брался за любую тяжелую работу. И в школе учился отлично. Это и есть выражение характера - всюду и во всем хотел быть первым. Кстати, до сих пор это чувство живет во мне. Женился в 1970 году в Ленинграде, супругу зовут Рымкуль Укашакызы. В то время я был аспирантом Ленинградского политехнического института, а супруга училась в Ленинградском государственном университете. Сейчас работает в Таразском техническом институте, в учебном отделе. Вырастили двух сыновей и одну дочь. Они все создали свои семьи, работают. Наше счастье в семерых внуках. Старший уже окончил университет. Словом, в семье все хорошо, за что не устаю благодарить Всевышнего.

Бекет МОМЫНКУЛ