Струны столетий
Струны столетий
Кобыз Ыкыласа обогатил коллекцию музея
Областной историко-краеведческий музей располагает уникальной коллекцией музыкальных инструментов, пополнение которой происходит во многом благодаря безвозмездной передаче экспонатов частными лицами и приобретениям. В казахской культуре значительное место занимают народные музыкальные инструменты, такие как домбра, кобыз, сыбызгы, дауылпаз, ыскырык, камыс сырнай, жетыген, шертер, асатаяк и многие другие - как хорошо изученные, так и мало известные. Ни один музыкальный инструмент, кроме домбры, не может быть так близок по тембру своего звучания к звуку человеческого голоса, как кобыз. Именно поэтому кобыз всегда был в руках шаманов-баксы при исполнении своих религиозных обрядов и испокон веков приравнивался к копью. История домбровой и кобызовой традиций уходит в глубь веков, о чем говорят археологические открытия. Отдельные экземпляры терракотовых музыкальных инструментов типа ульдек выявлены при раскопках городища Актобе Жамбылской области. Эти находки свидетельствуют о том, что домбра и кобыз были самыми распространенными музыкальными инструментами среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана. История появления кобыза связана с именем Коркыта-ата, он же является исполнителем первого кюя, о чем есть упоминания в книге «Китаби деде Коркыт», датируемой VIII - IX веками. Название «кобыз» встречается и в других ранних письменных источниках. Коркыт был первым шаманом-врачевателем, и за помощь простым людям он, согласно преданию, получил от великого Бога Тенгри право жить до тех пор, пока он сам не упомянет о смерти. С тех пор музыка Коркыта стала незаменимым атрибутом при религиозно-магических ритуалах. Недавно коллекция музея пополнилась еще одним раритетом - кобызом, изготовленным собственноручно самим Ыкыласом Дукен-улы - знаменитым кобызистом и народным композитором, автором кюев «Коныр», «Жез-киик», «Казан», «Ерден». Талант Ыкыласа Дукен-улы был многогранным - он не только сочинял музыку, виртуозно играл на кобызе, но и был прекрасным мастером-инструментальщиком. Изготовленные им кобызы пользовались среди народа популярностью и заслуженной похвалой. Уникальный музыкальный инструмент из поколения в поколение хранился в семье композитора. Многие музеи Казахстана, в частности Государственный музей музыкальных инструментов, в котором он ранее временно экспонировался, мечтали заполучить этот раритет в свою коллекцию. Но этой чести благодаря решению его потомков удостоился Жамбылский областной музей. Музей поддерживает тесную связь с потомками знаменитого кобызши, в частности с его прямой наследницей Гульнар Жанкекызы Есмахановой.Галия АЛИМЖАНОВА, заместитель директора музея,
Виктор БАРБАШ (фото)