Новости

Учат различать

Учат различать

Этнокультурные объединения участвуют в религиозном воспитании молодёжи

Современная обстановка в мире характерна кризисными явлениями практически во всех сферах жизнедеятельности. В основе же духовного кризиса, как отметил Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, лежит проблема нравственности.  - Проблемы духовного развития принято связывать с религией, - говорит Нишан Кахаров, доцент Таразского инновационно-гуманитарного университета, кандидат исторических наук, член научно-экспертной группы при АНК области. - Однако, как подтверждают реалии, религия в руках деструктивных сил может стать дестабилизирующим фактором. Практически все социологические исследования выявляют одну из важнейших проблем - подавляющее большинство верующих не знают сути того или иного вероучения. Или же знания носят фрагментарный характер, что выражается в заучивании одной - трех молитв. Гораздо больший интерес для верующих представляет соблюдение ритуалов. По этой причине исследователи называют их «ритуальными верующими». Именно они попадают в зависимость от людей, связанных с деятельностью сект, претендующих на «правильное», в их понимании, толкование Священного писания. Поэтому и возникает необходимость в минимизации влияния негативных факторов на религиозное воспитание молодежи. Безусловно, нельзя при-уменьшать роль госструктур, в обязанность которых входит регулирование отношений государства, общества и религиозных организаций. Однако недооцененными остаются возможности этнокультурных объединений. - Это обусловлено рядом факторов, - продолжает наш собеседник. - Этнокультурные объединения являются носителями традиций и оказывают воздействие на своих членов, опираясь на этнические обычаи, нормы и правила поведения. В то же время культура любого этноса базируется на религии. Нельзя отрицать тот факт, что религиозные понятия мусульман других регионов мира могут иметь некоторые отличия, обусловленные спецификой исторического развития, особенностями ментальности и другими причинами. Для нас они неприемлемы. И этот фактор актуализирует повышение роли этнокультурных объединений в религиозном воспитании, гармонизации отношений между их членами внутри и между конфессиями. Реализация данной задачи возможна и реальна при соблюдении некоторых условий. Прежде всего ЭКО не должны быть нейтральными к идеям, в том числе религиозной направленности, противоречащим культурным ценностям и традициям этноса, вносящим разлад в обществе. Важно знать, к каким проблемам, социально-культурным новациям, в том числе и религиозного характера, проявляет интерес молодежь. Ни одна идея, вносящая разлад в общество, противоречащая культурным традициям этносов, не должна остаться без внимания и соответствующей реакции. Другое важное условие - даже негативные факты в межэтнических и межконфессиональных отношениях надо использовать для воспитания молодежи. Необходимо применять и такое мощное средство, как общественное мнение. Ученый уверен, что опыт деятельности ЭКО области оказывает позитивное влияние на воспитание молодежи. Об этом свидетельствует отсутствие конфликтов на религиозной почве в молодежной среде. Но жизнь не стоит на месте, поэтому данную работу тоже необходимо совершенствовать. И научно-экспертная группа ассамблеи продолжает вести мониторинг состояния межконфессиональных отношений в области.

Василий МАЗУР, Виктор БАРБАШ (фото)