Новости

Спрос и предложение

Спрос и предложение

Местным предпринимателям стоит подумать о продвижении продукции

Доля товаров отечественного производства на прилавках магазинов составляет от 20 до 90 процентов. Такая вилка объясняется наличием или отсутствием товаров бытовой химии и должного менеджмента.  Почему картину портит продукция бытовой химии? А она практически в стране не производится. Наиболее известный бренд, который называют операторы и менеджеры магазинов, - «Уркер-косметик». Фирма выпускает парфюмерно-косметическую продукцию, товары детской гигиены и косметики, средства гигиены полости рта, бытовой химии и упаковочные пластмассовые изделия. Остальной товар - моющие средства, шампуни, кремы, очистители и прочее - импортный, выяснилось в ходе пресс-тура по супермаркетам Тараза, организованного для журналистов палатой предпринимателей области. Значит, у предпринимателей есть повод поразмыслить над тем, как заполнить эту нишу внутреннего рынка. - Казахстанский товар - это ежедневный товар: чай, кефир, сахар, печенье, мясо, хлеб. Он натуральный, без консервантов, стоит по сравнению с европейскими продуктами значительно дешевле, поэтому и пользуется спросом населения, - говорит администратор магазина «Метроном» Наталья Корзинина. По словам менеджера по развитию сети минимаркетов «Ромашка» и супермаркетов «Вкусная корзинка» Чингиза Джумабаева, в «Ромашке» товаров местного производства всего процентов 20, в продуктовой «Корзинке» намного больше - мука, растительное и сливочное масло, молоко, минеральная вода «Сарыагаш» и другие. Сеть только начинает развиваться, нарабатывать покупателей и имидж, поэтому делать какие-то выводы пока сложно. Оператор магазина «SMART» Венера Пак и старший администратор супермаркета «S,mаll» Туленди Мауленов утверждают, что в их магазинах отечественные продукты составляют до 90 процентов ассортимента. С бытовой химией все в точности наоборот. - Если брать вместе продовольственные и непродовольственные товары, то казахстанское содержание составит 50 - 60 процентов, в специализированных продуктовых магазинах показатель доходит до 90 процентов. Консервы большей частью импортные, колбасные, молочные, хлебобулочные изделия - сырье и переработка - на 90 процентов местные, - говорит оператор супермаркета «Дамдес» Люция Байкуразова. Один из поставщиков колбасных изделий - крестьянское хозяйство «Ак-Ниет». Оно выгодно отличается от своих конкурентов тем, что имеет полный цикл производства - от откормочных площадок до цехов по изготовлению вареных и полукопченых колбас. Продукция «Ак-Ниет» реализуется в нашей и Алматинской областях. - Качество мы гарантируем, потому что отслеживаем все этапы производства, - комментирует технолог хозяйства Ерлан Оразбеков. А что же покупатели? - Это хорошо, что рекламируем отечественную продукцию. Мне 72 года. Чем куда-то ходить, покупаю продукты в одном месте. Беру казахстанские молоко, творог, хотя их качество не всегда устраивает, - говорит пенсионерка Райкуль Айдарова. Торговые марки «ROLA-7», «Та-Мак», «Султан» давно известны потребителям. Быстро раскупаются на сельскохозяйственных ярмарках и макаронные изделия ТОО «Актоган», но вот на прилавках магазинов областного центра их почему-то нет, хотя производитель предлагает широкий ассортимент товара. Менеджеры, операторы, администраторы только руками развели: о продукции слышали, но никто ее не предлагал, а магазинам невыгодно самим ехать к производителю. Хотя, к примеру, в соседних Рыскуловском и Меркенском районах можно было бы без посредников по оптовым ценам закупить у производителя молочные, колбасные, макаронные, винно-водочные, кондитерские изделия, муку, сыр, напитки, свежие овощи из местных теплиц, яблоки. И еще одна интересная мысль прозвучала в ходе пресс-тура: для выпуска качественной продукции нашим предпринимателям не хватает конкуренции. Если бы было больше цехов или заводов, выпускающих одинаковые товары или продукты, это подстегивало бы их к улучшению качества и снижению себестоимости, ведь именно из качества и цены складывается бренд компании.

Наталья ПЕРФИЛЬЕВА, Виктор БАРБАШ (фото)