Фильм о чести и благородстве
Новая биографическая кинокартина «Құнанбай» о легендарной исторической личности обладает занимательным сюжетом, полным неожиданных жизненных поворотов. Фильм, в котором были задействованы и жамбылские актеры, рассчитан на массовую аудиторию и открывает увлекательный экскурс в историческое прошлое Казахстана. Картина рассказывает о судьбе волостного судьи Кунанбая Оскенбайулы, фигуры неоднозначной. Если Мухтар Ауэзов в своем романе «Путь Абая» воспроизвел образ властного и жесткого человека, то польский ссыльный Адольф Янушкевич называл Кунанбая судьей неподкупной честности. - Многие знают Кунанбая как волостного правителя, справедливого судью. Мы же хотели показать его не только с этой точки зрения, а как человека, наделенного достоинствами и недостатками, - пояснил режиссер фильма и исполнитель главной роли народный артист Казахстана Досхан Жолжаксынов. Сюжет фильма закручен вокруг одного из спорных дел: Кунанбаю предстоит решить судьбу героев тайного романа - молодой невестки Камки и ее свекра Кодара, вступивших в незаконную связь. На экране воссоздана атмосфера XIX века, показаны исторические объекты, являющиеся безмолвными свидетелями тех давних событий. Большая часть фильма снималась на родине Кунанбая в Абайском районе Восточно-Казахстанской области. Природными декорациями фильма стали степные просторы. Специально для съемок проводились конные состязания, устанавливались несколько сотен юрт. Некоторые эпизоды сняты и в самом Семее. Например, в здании старой семипалатинской тюрьмы, построенной еще в ХVIII веке для ссыльных заключенных. Одну из главных ролей - мать Кунанбая Зере - сыграла актриса народного ансамбля «Асыл аналар» при таразском городском Доме культуры Нурсифат Салыкова. В роли Сарыбая - актер областного драматического театра Аскербек Сейилханов. После показа фильма состоялась пресс-конференция, на которой съемочная группа и актеры ответили на вопросы, в первую очередь: почему именно Кунанбай? - Кунанбай - это неизведанная тема, даже в кино она не раскрыта, - говорит Досхан Жолжаксынов. - Разумеется, мы помним о вкладе Мухтара Ауэзова в нашу литературу. Что касается кино, то Кунанбай появлялся лишь в фильме «Абай» в нескольких эпизодах, больше ничего не было. Казахи в долгу перед Кунанбаем за такого сына, как Абай, который появился на свет, когда Кунанбаю было сорок лет. К моменту рождения сына он успел совершить множество благих дел. Именно поэтому только Кунанбай мог служить примером для подражания Абаю. Конечно, я переживал. У Ауэзова уже есть Кунанбай, как же быть нам? Мы приблизили Кунанбая к жизни. Показали как человека, не лишенного слабостей, показали как бия, как мыслящего человека. Я не говорю, что у Ауэзова он получился не мыслящим. Мы хотели показать Кунанбая, на глаза которого наворачивались слезы от переживаний, которого могла разбить депрессия, не тирана, обладающего властью, а мудрого ага-султана. Кроме того, нужно признать, что вклад моего безвременно скончавшегося друга, писателя и сценариста Таласбека Асемкулова касательно восстановления исторических особенностей и казахского языка был неоценим. Вот поэтому мы выбрали эту тему, разработали ее и довели работу до конца, - добавил он. Фильм затрагивает актуальную проблему - честность перед народом, не говоря уже о служении ему. В картине есть момент, когда Кунанбай в отчаянии произносит перед матерью: «Как управлять этим народом? Многие из моих предков были биями. И я сейчас обладаю властью. Но казахов понять не могу. Непокорный народ, который не молится. Будешь мягко держать - порежет руку, словно камыш, распустится. Будешь твердым - голову оторвет». На что Зере ему отвечает: «Этот народ привык следовать за власть имущим. Если твои дела и слова будут примерными, если ты не допустишь ошибок, твой народ таким же будет. И подчиненные твои будут такими же. Ты должен быть безупречным, чтобы даже враг тобой восхищался».Айжан АУЕЛБЕКОВА