Не в дружбу, а в службу
Не в дружбу, а в службу
Как стать достойным чиновником
От государственных служащих испокон веков зависело очень многое в жизни стран. Их незаметная, казалось бы, работа, если даст сбой, может привести к непредсказуемым последствиям. Ведь именно чиновники являются «нервами» системы. Через них проходят «импульсы» распоряжений, согласований, разрешений...
О том, как работает госаппарат нашей области и о перспективах госслужбы рассказал нашей газете начальник управления Агентства по делам государственной службы в Жамбылской области - председатель Дисциплинарного совета Азимхан Сатыбалдин.
- В Конституции Республики Казахстан сказано, что граждане имеют право на равный доступ к государственной службе. Как это действует сейчас и как реализуется в новой модели государственной службы?
- Право граждан на равный доступ к государственной службе реализуется путем обязательного конкурсного отбора, который предполагает проведение тестирования и собеседования с кандидатами.
Отбор направлен на определение соответствия кандидата утвержденным квалификационным требованиям. Это иногда ограничивает возможность участия в конкурсе. К примеру, если кандидат не подходит к установленным квалификационным требованиям по уровню образования.
В новой модели государственной службы эти механизмы усовершенствуются. Внедряется двухэтапный конкурсный отбор, отличием которого станут расширение содержательной части конкурсных процедур и обязательное нахождение кандидата на вакантную должность в кадровом резерве административной государственной службы.
То есть на первом этапе конкурса уполномоченным органом и его территориальными управлениями будет проводиться отбор в кадровый резерв административной государственной службы, формироваться единая база данных. Отбор будет основываться на тестировании. После его успешного прохождения кандидату будет выдаваться сертификат о зачислении в кадровый резерв, дающий ему право участия во втором этапе конкурсного отбора.
На втором этапе для назначения на вакантную должность проводится конкурсный отбор только из числа лиц, зачисленных в кадровый резерв.
Для претендентов, зачисленных в кадровый резерв административной государственной службы, предусматривается возможность прохождения стажировки в государственном органе.
Председатель и члены конкурсных комиссий будут нести персональную ответственность за качество и объективность конкурсного отбора.
- Много ли желающих поступить на госслужбу?
- В 2011 году по области конкурс на одно место составил 3,53, в 2010 году показатель составлял 3,43. Государственными органами области были объявлены конкурсы на замещение 341 вакантной административной государственной должности.
В конкурсах приняли участие 1200 человек, по итогам выявлено 268 победителей, 93 из них - женщины. Победителями также стали молодые люди до 30 лет - 132. Получили работу 89 безработных.
Конкурсными и аттестационными комиссиями государственных органов в кадровый резерв рекомендовано 187 человек. Из кадрового резерва выбыло 102 резервиста в связи с их трудоустройством.
- Кто несет ответственность за уровень профессиональной подготовки государственных служащих, на Ваш взгляд?
- Вопросы прохождения аттестации служащих решаются должностным лицом, имеющим право назначать на должности и освобождать от должностей служащих, подлежащих аттестации.
Хотелось бы посоветовать руководителям в целях повышения уровня знаний и профессионализма государственных служащих проводить для сотрудников пробное тестирование. В центре переподготовки и повышения квалификации государственных служащих с начала этого года работает кабинет для прохождения тестирования на знание законодательства Республики Казахстан. Центр находится по адресу: г. Тараз, переулок Рысбек батыра, 14. Кабинет тестирования работает с понедельника по четверг. Также пробное тестирование можно пройти на сайте www.kyzmet.kz.
Кстати, в новой модели концепции государственной службы Республики Казахстан механизм проведения аттестации государственных служащих будет распространяться только на тех, чья деятельность по результатам трехлетней оценки будет признана неудовлетворительной.
- Правилами государственной службы предусмотрена обязанность служащего проходить переподготовку и повышение квалификации. Как это происходит на практике?
- В центре переподготовки и повышения квалификации государственных служащих акимата Жамбылской области в 2011 году прошли курсы 1118 человек, из них 523 прошли переподготовку и 595 - курсы повышения квалификации.
Ежегодно в среднем треть государственных служащих проходит переподготовку, благодаря чему в течение трехлетнего периода обеспечивается стопроцентное обучение государственных служащих.
Однако некоторые госорганы недостаточно серьезно относятся к организации обучения своих служащих и тем самым мешают им повышать профессиональный уровень, что сказывается на эффективности исполнения служебных обязанностей. Если мы хотим обеспечить государственный аппарат квалифицированными специалистами, каждый руководитель обязан обеспечить обучение сотрудников.
- Каким был для Диссовета прошедший год?
- За 2011 год секретариатом Дисциплинарного совета проведено 119 проверок государственных органов области, в том числе 109 - плановых, десять - по заявлениям и жалобам граждан и госслужащих.
Прошло 12 заседаний совета, на которых рассмотрено 129 дисциплинарных дел. К дисциплинарной ответственности привлечены 125 человек, из них 67 - за совершение правонарушений, создающих условия для коррупции (за 2010 год - 52). Четверо служащих уволены с занимаемой должности, 24 предупреждены о неполном служебном соответствии, пятеро получили строгие выговоры, 83 - выговоры, девять - замечания. Рассмотрена ответственность десяти политических государственных служащих, 24 первых руководителей госорганов и организаций.
Руководители областных госорганов отвечают за состояние антикоррупционной работы в подчиненных им ведомствах.
К примеру, в департаменте Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РК по Жамбылской области выявлены нарушения Правил проведения аттестации. Кроме того, в 2011 году по представлениям правоохранительных органов на заседаниях Дисциплинарного совета рассмотрено в отношении сотрудников городских и районных управлений этого департамента семь дисциплинарных дел по коррупционным правонарушениям, два - по несоблюдению требований Кодекса чести государственных служащих. В связи с этим Дисциплинарный совет признал работу директора департамента Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РК по Жамбылской области К. Казангапова недостаточной, на него наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Одно из часто встречающихся коррупционных нарушений - несоблюдение порядка принятия объектов в эксплуатацию. За это в 2011 году привлечены к ответственности 12 должностных лиц.
К примеру, Дисциплинарным советом было рассмотрено представление органов прокуратуры в отношении должностных лиц Байзакского района.
В деятельности отдела образования акимата Байзакского района были выявлены факты грубых нарушений законодательства о лицензировании, а также законодательства о государственных закупках, повлекших нерациональное использование бюджетных средств. Дисциплинарные взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии получили аким Кызылжулдызского сельского округа Д. Шонов, аким Жалгызтобинского сельского округа Д. Наурызбаев, аким Кокталского сельского округа С. Утешбаев, главный специалист отдела образования, физической культуры и спорта акимата Байзакского района С. Абжаппаров, заведующие детскими садами Р. Мусульманова, К. Охашева, С. Жабагиева, главный специалист отдела архитектуры, градостроительства и строительства акимата Байзакского района М. Болатбеков.
- Расскажите о роли дисциплинарных советов в новой модели государственной службы.
- С внедрением новой модели государственной службы работа дисцип-линарных советов поднимется на качественно новый уровень.
Предполагается, что дисциплинарные советы будут рассматривать ответственность только руководителей государственных органов и организации. При этом дисциплинарные советы наделят полномочиями по внесению обязательных для исполнения предписаний.
Основной упор в работе мы будем делать на соблюдение Кодекса чести государственных служащих, так как это - одно из направлений Концепции новой модели государственной службы.
Ориентированность на потребителя государственных услуг - вот главная задача государственного служащего нового поколения. Таким образом, все обращения и жалобы на неэтичное поведение государственных служащих, несвоевременное и некачественное предоставление государственных услуг будут рассматриваться по всей строгости закона.
Потребитель государственных услуг не должен просить и унижаться перед чиновником, он должен требовать качественного обслуживания. Только так мы можем сформировать положительный имидж государственного служащего, доверие населения к госаппарату.
Дисциплинарные советы будут проводить профилактическую работу по снижению уровня коррупционных проявлений. Тесное взаимодействие со средствами массовой информации, неправительственными организациями, молодежью по проб-лемам коррупционных проявлений должно выработать у населения неприязнь к коррупции.
Ужесточение ответственности за совершение коррупционных правонарушений, публичность принимаемых мер по борьбе с коррупцией в итоге дадут свои результаты.
Айгуль МАХМУДОВА