Дорога и пять «отшельников»
Дорога и пять «отшельников»
Наш корреспондент провела день в трассовом медпункте
Сразу скажу, что день представляла как серию из фильма «Скорая помощь»: сирены, беготня, сплющенные машины, открытые раны, кровавые подтеки… Заранее положила в сумку флакончик с нашатырным спиртом - чтобы не хлопнуться в обморок и не отвлекать на себя спасателей. Однако вот уже полдня мы с коллегой из пресс-службы департамента по ЧС Сауле Мунатаевой «пытаем» команду медиков трассового медицинского пункта «Луговое», а экстренных вызовов все нет. - Слава Богу, у нас аварии бывают не каждый день, - объясняет старший врач смены Галымжан Жапбар. - В основном дорожно-транспортные происшествия приходятся на выходные и праздники. Люди едут со свадеб или вечеринок домой. Даже если трезвые, то все равно сказываются усталость, недосыпание…Но мы работаем не только на авариях. По закону мы имеем право оказывать медицинскую помощь местному населению, если кто-то вдруг решит к нам обратиться. Такие случаи тоже встречаются. Наша статистика с начала года зафиксировала 156 обращений. Из них только 70 - в результате ДТП. Вообще трассовые медико-спасательные пункты (ТМСП) появились в Казахстане года три тому назад. Они представляют из себя стандартные модули, достаточно просторные, в которых есть отсеки-комнаты для приема пищи, для гигиены, общая спальня, медпункт, теплый гараж. Создавая их, опирались на передовой опыт зарубежных стран. Наработанная в мире практика показывает, что они должны находиться на расстоянии 50 километ-ров друг от друга. Но оборудование и снаряжение точек медпомощи довольно дорого обходится государству. Поэтому в Жамбылской области их только три по трассе Алма-ты - Шымкент. Места дислокации выбраны так, чтобы скорая дорожная помощь находилась где-то в центре опасных участков. Исходя из многолетних наблюдений модули ТМСП поставили в Шуском, Рыскуловском и Мойынкумском районах. Называются они соответственно - «Толе би», «Луговое» и «Шыганак». - Трудно объяснить, почему аварии из года в год происходят именно на одних и тех же участках, - рассуждает водитель-спасатель Жамбылбек Примкулов. - Но вот даже мы за три года работы на «Луговом» заметили, что в зоне нашей ответственности есть несколько мест, где машины постоянно бьются. На одной и той же точке, ни метром дальше, ни метром ближе. Это на участках Кокдонен, Малдыбай, Юбилейное. Иногда даже трудно понять причину этих аварий - дорога чистая, погода ясная. Водители, выезжая на трассу, должны помнить об этом и соблюдать все правила, следить за разметкой. Пользуясь тем, что спасатели сами заговорили о мистике, интересуюсь: есть ли в команде свои приметы? - Есть. Плохая примета - пить спиртное перед выездом на дорогу, - невозмутимо отвечает Г. Жапбар. - На самом деле это не про них примета, - смеется заместитель начальника филиала центра медицины катастроф по Жамбылской области Бахытжан Макулбеков. - Во время отбора сотрудников мы обращаем внимание не только на профессиональную подготовленность, но и на человеческие качества. Работа на ТМСП вахтовая - две команды из пяти человек по 15 дней. Здание трассового пункта стоит вдали от сел и аулов, почти у самой трассы. У сотрудников должна быть психологическая совместимость, отсутствие дурных привычек. В штате врач, фельдшер-спасатель, фельдшер-диспетчер, спасатель и водитель-спасатель. Все - мужчины до сорока лет. Здесь как в космосе - женщины возможны, но нежелательны. Слишком много тяжестей нужно переносить. Это и носилки с пострадавшими, и медицинское оборудование, и спасательный инструмент. Члены команды не просто помогают друг другу. Медики при необходимости могут поработать пневматическими ножницами, а спасатели - выполнить простейшие медицинские операции, вроде наложения шин или жгутов. - А как вы друг другу показываете, что нужно делать? Жестами - руки могут быть заняты? Словами - не все можно сказать при шокированных участниках происшествий? - спрашиваю у фельдшеров. - Глазами, - отвечает Батыр Абдикаримов. - Каждый знает, что нужно делать. Если один посмотрит на нужный предмет, второму понятно, что нужно подать или, наоборот, убрать, зашить или отрезать… Но самое тяжелое, по словам спасателей, не оборудование, не зрелище увечий, а общение с родственниками потерпевших. Часто они мешают специалистам делать свою работу. - Трассовые пункты создавали для соблюдения правила «золотого часа», - говорит Галымжан Жапбар. - То есть не позднее одного часа с момента ранения человеку должна быть оказана помощь, тогда у него больше шансов на выздоровление. Иногда даже часа много, счет идет на минуты. Вот для быстрого реагирования мы хотим отвезти человека в центральную районную больницу села Кулан, а родственники стеной стоят, не пускают, требуют везти в Тараз. - Или еще есть «болезнь» у родни - запрещают фотографировать, - вторит Галымжану спасатель Казы Султанов. - Приходится объяснять, что снимки нужны для того, чтобы восстановить потом картину происшествия, понять, почему эта авария произошла, правильно оценить действия всех участников. Отчет о поездке ТСМП был бы не полон без рассказа еще об одном «участнике» команды - реанимобиле на базе автомашины Hyundai. Эта машина представляет собой цельнометаллический фургон с высокой крышей, что позволяет стоять даже высокому Галымжану. При проведении реанимационных мероприятий это очень важно. В комплектацию машины входят носилки, дефибриллятор, аппарат искусственного дыхания, надувные шины. На ней с места происшествия можно сразу вывезти двух лежачих и трех сидячих больных. В хвостовой части реанимобиля есть отдельный отсек с необходимыми аварийно-спасательными инструментами, позволяющими извлекать пострадавших из поврежденных машин. - Оснастка реанимобиля дает нам возможность в течение минуты подготовить инструментарий, в течение пяти - десяти минут высвободить человека из покореженной машины, - довольны техникой спасатели. Но на вопрос, что бы они еще хотели получить для своей работы, дружно ответили: - Соблюдение скоростного режима водителями. Пусть они будут внимательными на дороге. Тогда и техники аварийной не нужно.Индира БОТАШЕВА, фото автора
[gallery ids="18855,18856"]