Уходящий год для региональной системы образования был годом побед и высоких достижений
Подрастающее поколение нашей страны - счастливые люди, потому что история нашей страны не знает таких темпов экономического развития и подобного уровня жизни. Не случайно Лидер нации в своем Послании «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» указал на то, что «государство открыло перед новым поколением все двери и все пути».
Глава государства постоянно акцентирует внимание на том, что решение проблем аварийных и трехсменных школ является приоритетом государственной политики в сфере образования, подтверждением чему являются темпы строительства и объемы финансирования системы образования страны в целом и нашего региона в частности. Несмотря на экономический кризис, финансирование региональной системы образования в 2015 году было осуществлено в полной мере и составило 75 миллиардов тенге.
В целом за последние 14 лет было построено 92 объекта образования на сумму более 35,1 млрд. тенге. Только за последние пять лет объемы финансирования строительства объектов образования выросли в 1,4 раза.
Невиданными темпами осуществляется строительство новых объектов образования, что позволило существенно снизить остроту проблемы аварийных школ. Понятно, что одномоментно реализовать эту задачу невозможно. Она решается пошагово. Так, за период с 2002 года по сегодняшний день построена 71 школа, что позволило решить проблему 46 аварийных, 8 трехсменных школ, 10 школ с дефицитом ученических мест, 7 школ, расположенных в приспособленных зданиях.
Только в 2015 году введены в эксплуатацию 9 новых школ. Продолжается строительство 11 объектов образования. В 2016 году планируется завершение строительства 6 школ и 5 детских садов.
На сегодня в области аварийными признаны 11 школ. Проблемы двух найдут свое решение через строительство уже в 2016 году.
В новом году строительство одной школы будет вестись за счет средств, финансируемых из Национального фонда Республики Казахстан. Строительство двух школ будет осуществлено за счет средств местного бюджета.
Проблема оставшихся 6 аварийных школ будет решена поэтапно за счет строительства в 2017 - 2018 годах.
Благодаря реализации программы «Балапан», инициированной Президентом страны, мы смогли вести работу по выравниванию стартовых возможностей наших детей.
С момента ее реализации в нашей области было открыто 256 организаций дошкольного образования, что позволило охватить 26768 детей.
В рамках данной программы с 2010 по 2015 год было построено 20 детских садов, из средств местного бюджета были выкуплены здания 26 детских садов.
Только в 2015 году была открыта 21 дошкольная организация на 2380 мест, что позволило перевыполнить план на 1190 мест. Таким образом, на сегодняшний день в 425 дошкольных организациях области воспитываются 45399 детей. Доля охвата дошкольным образованием детей в возрасте от 0 до 6 лет составила 53,3%, а в возрасте от 3 до 6 лет - 75,0%.
Конечно, проблема доступа к дошкольному образованию в регионе существует, во многом благодаря высоким темпам рождаемости и демографическому взрыву. Региональные и местные исполнительные органы власти ведут системную работу, направленную на ее решение.
Уделяется большое внимание расширению сети дошкольных организаций, создаваемых на основе государственно-частного партнерства. За период с 2010 года по сегодняшний день в нашем регионе открыто 36 дошкольных организаций, в которых сейчас воспитываются 3513 детей.
Осуществляется беспрецедентная работа по капитальному ремонту существующей инфраструктуры образования. Так, только за пять лет отремонтированы 169 объектов образования, из которых 110 школ, 35 детских садов, 24 других учреждений на сумму более 1,3 млрд. тенге.
Несмотря на огромную работу по обновлению и улучшению состояния инфраструктуры объектов образования, в области еще существуют серьезные вопросы по обновлению зданий, системы отопления, кровли. Это нормальный процесс, так как учреждения образования испытывают огромную амортизационную нагрузку.
Несомненно, эти вопросы найдут свое решение в ближайшей перспективе, так как они являются приоритетом в деятельности руководства области.
Обновляется материально-техническая и учебно-методическая база организаций образования. Только за последние пять лет на приобретение кабинетов новой модификации, мультимедийно-лингафонных и интерактивных кабинетов было выделено 1,7 млрд. тенге.
Работа по раннему выявлению и развитию одаренных детей является одним из ключевых направлений деятельности всех организаций образования области. Благодаря системному подходу наша сборная является лидером олимпийского движения в республике. За период с 2011 года по сегодняшний день на международных и всемирных олимпиадах и научных соревнованиях учащимися области завоевано 234 призовых места, а на республиканских научных соревнованиях и олимпиадах - 347. Таким образом, воспитанники наших школ показали блестящий результат, завоевав 581 призовое место.
По результатам республиканских предметных олимпиад наша сборная четвертый год подряд является обладателем звания «Лучшая олимпийская команда». Только в текущем году учащимися области на международных олимпиадах и научных соревнованиях было завоевано 56 призовых мест, завоевано 9 золотых, 22 серебряных и 25 бронзовых.
С 2013 года по результатам республиканских научных соревнований сборная области является обладателем номинации «Лучшая команда».
Предметом особой гордости области являются достижения жамбылских ребят на самых престижных всемирных олимпиадах по естественно-математическим дисциплинам, на которых за последние пять лет наши учащиеся смогли стать обладателями 28 призовых мест, что стало для них пропуском в лучшие университеты мира. Так, например, Ашим Кайрат - выпускник областной казахско-турецкой школы-интерната для одаренных мальчиков, призер всемирной олимпиады по химии 2013 года, учится в лучшем техническом вузе мира - Массачусетском технологическом институте, а Загрибельный Богдан - выпускник гимназии № 1 областного центра, победитель Менделеевской олимпиады 2013 года, - в МГУ имени М. Ломоносова.
В целом выпускники школ области, победившие в международных олимпиадах и научных соревнованиях, обучаются в более чем 15 лучших вузах мира. Уверена, эти ребята составят интеллектуальную и творческую элиту нашего государства.
Следует отметить, что такие достижения возможны благодаря тщательному отбору одаренных детей среди многотысячной армии школьников и большому трудоемкому процессу их подготовки на протяжении нескольких лет.
Хочется отметить факт расширения сети школ, которые стали кузницами олимпийцев. Помимо традиционных участников олимпиад - четырех специализированных школ для одаренных детей, в рес-публиканских и международных олимпиадах и научных соревнованиях все чаще принимают участие школьники из общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Так, например, это учащиеся гимназий № 1, 5, 8, 39, 40, 41, 45, средней школы № 31 г. Тараза, школы-гимназии имени Д. Конаева Жуалынского района, школы-гимназии № 39 и средней школы № 5 Меркенского, средней школы № 51 Кордайского, средней школы Коктал Байзакского, средней школы № 2 Т. Рыскуловского районов.
В целях стимулирования успешных школ, о чем сказано в 76-м шаге Плана нации, для осуществления оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, стимулирования качества регионального образования нами впервые было проведено ранжирование всех школ области по 31 критерию.
На основе совокупного результата был определен режим деятельности школ и их рейтинговый показатель.
Гимназии № 45, являющейся лидером регионального образования по результатам ЕНТ и обладателем самого высокого рейтингового показателя 2015 года, акимом области вручена денежная премия в размере полумиллиона тенге.
До конца текущего года мы планируем завершить работу по определению критериев оценки деятельности отделов образования и методических служб.
Это позволит в полной мере использовать возможности самооценки результатов работы отделов и организаций образования для стимулирования их эффективности.
В сравнении с 2014 годом выросли качественные показатели ЕНТ: выросла доля претендентов на «Алтын белгі», подтвердивших свои знания, улучшилось качество знаний выпускников школ по естественно-математическим предметам.
Трехъязычное образование объявлено государством основным приоритетом школьного образования, который должен обеспечить качество человеческих ресурсов страны.
На сегодня в трех школах области - областной казахско-турецкой школе-интернате для одаренных мальчиков, областной школе-интернате для особоодаренных детей «Дарын», областной школе для одаренных детей с обучением на трех языках осуществляется работа по преподаванию естественно-математических дисциплин на казахском, русском и английском языках.
Помимо этого, еще на четырех экспериментальных площадках области, занимающихся трансляцией опыта Назарбаев Интеллектуальных школ, ведется подготовительная работа по внедрению элементов трехъязычного обучения школьников.
Реализация данной задачи требует от всех нас серьезной перестройки не только на уровне среднего общего образования, а прежде всего на уровне подготовки квалифицированных кадров в высшей школе.
В текущем учебном году в республике стартовал новый государственный общеобразовательный стандарт начального образования, в котором в пилотном режиме задействованы 2 школы области - гимназия № 41 г. Тараза и школа-лицей № 1 Т. Рыскуловского района.
В данных организациях образования осуществляется апробация обновленного содержания образования, направленного на повышение качества обучения и воспитания детей за счет достижения системы целей начального образования, представленных в виде ожидаемых результатов обучения.
Следует отметить, что уполномоченными органами в области образования, Центром педагогического мастерства, учеными-практиками проделана большая работа по научно-методическому и ресурсному обеспечению пилотного проекта по внедрению обновленного содержания образования: наши педагоги прошли курсовую переподготовку; первоклашки, пришедшие в данные две школы, полностью обеспечены учебниками нового поколения. Причем нужно отметить, что представлены альтернативные учебники издательств «Атамура», «Алматы кітап», АО «НИШ». Учителя и руководители школ имеют возможность постоянно консультироваться у разработчиков учебных программ обновленного содержания образования.
Разработана методология мониторинга нового стандарта, четко определены его сроки и процедуры. Утверждены Правила критериального оценивания учебных достижений учащихся, что, на мой взягляд, является ключевым моментом реализации обновленного содержания образования, когда будет вестись оценивание ради обучения и оценивание обученности.
С внедрением обновленного содержания образования школьный учитель имеет возможность использовать оценку не только как критерий успешности обучения ученика, но и как инструмент психологического стимулирования. Немаловажным элементом критериального оценивания становится вовлеченность ученика в процесс самооценивания по четким и стандартизированным критериям, что обеспечивает объективность и прозрачность оценки и возможность избегания субъективных трактовок как учителем, так и родителями и самими обучаемыми.
Изучение практики школ, занимающихся внедрением нового содержания образования, показывает, что в основе нового стандарта образования лежит философия системно-деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход приводит к пониманию того, чем являются в широком смысле слова стандарты образования. Такой подход не отрицает ЗУНовского подхода. На операционально-технологическом уровне без ЗУНов ничего не получится. Вместе с тем действует еще одна формула: компетенция - деятельность - компетентность. Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью как характеристикой личности. Эта формула помогает нам понять, что такое компетентность. Это знание в действии. И компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им. Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.
Новый стандарт помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание. И по сути дела, создавая вслед за Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным, Л. С. Выготским линию универсальных учебных действий, мы идем по пути от действий к фундаментальному ядру образования. Дать способы культурного мышления - умения запоминать новое, анализировать, классифицировать, сопоставлять, синтезировать и критически оценивать любую новую информацию, улучшать и творчески переосмысливать огромный массив знаний - вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен.
Сейчас идет смена парадигмы образования, смещение акцентов в работе школьных педагогов, которые на протяжении столетий выполняли функцию основного источника знаний, а теперь должны стать сопровождающими детей в мир знаний, помогающими добывать новые знания, то есть учить навыкам самостоятельного обучения новому.
Ключевая проблема современной школы заключается в том, что к моменту окончания школы современными учащимися основной массив знаний, полученных ими в школе, полностью устареет.
Что делать учителю и школе в совершенно новых условиях? Каковы дожны быть содержание образования, технологии и методики обучения и воспитания детей? Вопрос непростой. Им озадачены все крупнейшие теоретики образования, миллионы педагогов всего мира, так как консервация любой системы ведет к ее гибели, а в отношении образования этот процесс может привести к необратимым процессам. Поэтому основу жизнеспособности системы образования составляют инновации, поиск новых методик, эффективных технологий обучения и воспитания детей, осуществляемый в рамках опытно-экспериментальной деятельности.
В нашей области опытно-экспериментальная деятельность осуществляется в организациях дошкольного, общего среднего, технического и профессионального образования. Вовлечение в экспериментальную работу всех звеньев регионального образования является основой обеспечения преемственности в вопросах поиска наиболее эффективных методик и технологий образования детей и подростков.
В текущем учебном году в области функционируют 56 экспериментальных площадок, из них 3 - в организациях дошкольного, 26 - школьного и 27 - технического и профессионального образования.
В организациях дошкольного образования ведется поиск оптимальных методик социализации личности ребенка, формирования основ исследовательской деятельности и развития полиязычного образования. Так, в детском саду «Астана» Байзакского района активно внедряется методика Марии Монтессори, направленная на развитие личности ребенка через развивающую среду и актуализацию природных познавательных способностей. В детском саду г. Тараза № 33 апробируют возможности проектной деятельности, а в детском саду № 35 ищут оптимальные организационные формы формирования культуры полиязычия у детей дошкольного возраста.
Благодаря системной работе в этом направлении опыт дошкольных организаций области на Международном слете педагогов, состоявшемся в г. Сочи в августе 2015 года, был признан лучшим.
В системе среднего общего образования на базе 26 школ области ведется работа по внедрению инновационных методик и технологий обучения, апробации модели трехъязычного образования, определению оптимальных методик и технологий обучения в условиях малокомплектной школы, внед-рению основ менеджмента качества, развитию функциональной грамотности учащихся и т.д.
Школы области являются местом аккумулирования очень интересных исследований и новых идей. На сегодня 66,2% (15047) школьных учителей области активно используют в своей педагогической практике более 20 методик и технологий обучения и развития школьников, среди которых широкое распространение получили технологии блочно-модульного обучения, укрупнения дидактических единиц, развития критического мышления через чтение и письмо, разноуровневого обучения, проектной деятельности и т.д.
Мы должны понимать, что только высокие стандарты академического школьного образования являются основой для вхождения нашей страны в 30 экономически развитых стран мира. Перед нами стоит вопрос социальной ответственности образования перед страной.
Повышение качества обучения является основой модернизационных процессов образования. В этих целях в уходящем году 3745 педагогов области прошли курсы повышения квалификации, из них 654 - уровневые курсы нового формата, 3058 - двухнедельные краткосрочные, 33 руководителя школ - курсы нового формата для административного корпуса.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов было проведено 230 различных мероприятий, охвативших 83,4% (19687) педагогов области.
Из 460 педагогов области, ставших победителями различных профессиональных конкурсов и соревнований республиканского и международного уровня за период с 2012 года, 207 - призеры 2015 года. Четыре педагога стали победителями республиканского конкурса «Лучший педагог-2015» и были награждены денежной премией в размере 1 миллиона 980 тысяч тенге.
Гимназии № 40 г. Тараза, победившей в конкурсе «Лучшая организация среднего образования», был вручен грант в размере 17,091 тысячи тенге.
Благодаря функционированию областного учебно-методического кабинета в нашей области повысились уровень систематизации, обобщения и распространения передового педагогического опыта, управленческая культура руководителей организаций образования, качество работы психолого-педагогических служб учреждений образования. Подтверждением этому являются достижения педагогов области. Например, в республиканском конкурсе «Лучшая авторская программа-2015» 11 педагогов нашей области стали обладателями призовых мест.
На республиканском педагогическом фестивале инновационных идей из 22 участников нашего региона 14 стали победителями. Из 4 участников республиканского конкурса «Лучший психолог» 3 - победители.
В республиканском конкурсе «Лучшая специализированная школа для одаренных детей» областная школа для одаренных детей с обучением на трех языках завоевала Гран-при.
В республиканском конкурсе, организованном Казахстанской академией педагогических наук, директор областной казахско-турецкой школы-интерната для одаренных мальчиков Ахмет Гази Чолак стал обладателем звания «Лучший директор», а заместитель директора по научно-методической работе средней школы № 2 Т. Рыскуловского района Сулейменова Анара - звания «Лучший заместитель директора по научно-методической работе».
И для организаций технического и профессио-нального образования ушедший год был богат победами. Так, директор Жамбылского казахско-турецкого учетно-экономического колледжа Нев-зат Бекар занял первое место в международном конкурсе «Лучший руководитель», организованном международным общественным фондом KATEV. Директор Каратауского гуманитарно-технического колледжа Д. Масельбеков на ХІҮ международном конкурсе качества, состоявшемся в Швейцарии, в номинации «Достижения в области развития международного высшего и среднего профессионального образования» стал обладателем Гран-при и был награжден знаком «Золотая сова» - «Лучшая организация образования».
Для методологического обоснования опытно-эксперименальной работы привлечены ученые НАО имени И. Алтынсарина, КазГПУ имени Абая, ТарГУ имени М. Х. Дулати, ТарГПИ.
Особо хочется отметить тесное взаимодействие с учеными кафедры психологии ТарГУ, которые оказывают конкретную помощь в сборе и анализе информации, в психологическом сопровождении экспериментальной работы. Так, только в текущем учебном году при содействии кафедры психологии ТарГУ изданы 8 методических пособий, в которых обобщен опыт социализации школьников малокомплектных школ Жуалынского района, представлен опыт обеспечения качества обучения через технологизацию учебного процесса Шуской опорной школы имени М. Макатаева, обобщен опыт организации научно-методической работы в условиях сетевого взаимодействия опорной школы (ресурсного центра) Дихан Байзакского района.
На ХІ международной научно-практической конференции психологов и социологов, организованной ассоциацией психологов Британии, состоявшейся весной 2015 года в Лондоне, обобщен опыт социализации учащихся сельских школ нашей области.
Может возникнуть вполне логичный вопрос о том, почему мы делаем акцент на работе сельских школ? Дело в том, что львиную долю школ области -
80,6% (362 школы из 449) - составляют сельские, из них 144 (32%) малокомплектные.
Опытно-экспериментальная работа, имеющая соответственное ресурсное, кадровое и научно-методическое обеспечение, стала для десятков школ на селе базой для качественного роста педагогических коллективов, роста качества обученности и социализации детей. Данные организации образования смогли выйти на уровнь лучших вузов страны. Так, например, педагоги опорной школы имени М. Макатаева Шуского района являются бессменными участниками многих республиканских и международных научно-практических конференций, дистанционных олимпиад и конкурсов. Коллектив школы уже на протяжении четырех лет тесно сотрудничает с учеными НАО имени И. Алтынсарина и международного образовательного центра EDTECH-KZ.
Обучающие семинары, тренинги для учащихся и педагогов, совместные проекты стали нормой для данной организации образования, что, естественно, сказалось на качестве работы учреждения. По результатам рейтингового ранжирования школ области, проведенного в конце прошлого учебного года, опорная школа имени М. Макатаева была признана лучшей в Шуском районе, и сейчас она находится среди 20 школ области, функционирующих в режиме саморазвития. Это очень серьезное достижение. На республиканском конкурсе «Лучшая опорная школа (ресурсный центр)», состоявшемся осенью 2015 года, коллектив данной школы стал обладателем номинации «Лидер».
Нельзя не отметить эффективность опытно-экспериментальной работы, осуществляемой в средней школе Коктал Байзакского района, где ведется поиск оптимальных путей внедрения менеджмента качества. Нацеленность на качество стало заделом сегодняшних достижений данной организации образования: обыкновенная сельская школа стала кузницей олимпийцев международного уровня! Коллектив школ обеспечивает высокое качество обученности своих воспитанников, осуществляет планомерную работу по социализации детей.
А в средней школе имени 40-летия Казахстана в этом же районе создана и успешно функционирует уникальная система дополнительного образования, которая направлена на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. Учреждение является центром творческого движения школьников района. Именно благодаря этой системе учащиеся данной организации образования являются бессменными участниками международных художественных, социальных и интеллектуальных проектов.
Я не ошибусь, если скажу, что именно опытно-экспериментальная работа позволила организациям образования Байзакского района сделать качественный рывок вперед на содержательном и организационном уровне.
Все это - показатели неустанного творческого труда педагогов области, работа которых систематизируется, обобщается и распространяется областным методическим кабинетом.
Мне очень отрадно, что Министерство образования и науки инициировало проведение республиканского научно-практического семинара осенью 2015 года, на котором был обобщен опыт работы областного учебно-методического кабинета, деятельность которого признана одной из лучших в республике.
Наряду с большим вниманием, уделяемым сельским школам, нами ведется работа по развитию городских школ, потому что именно они должны быть флагманом регионального образования. В этих целях с 2013 года на базе гимназии № 45 г. Тараза осуществляется работа по определению организационно-педагогических основ формирования и развития исследовательской культуры школьников через проектную деятельность. На сегодня в данной организации образования в проектную деятельность вовлечены учащиеся начального, основного и старшего звеньев. Проектирование стало нормой учебно-воспитательной работы всего коллектива и контингента школы. Это дает свои плоды. Так, только в научных соревнованиях прошлого года 8 учащихся стали призерами областных, 2 - республиканских, 2 - международных научных соревнований.
Школа по результатам ЕНТ является бессменным лидером в области. Из трех учащихся республики, показавших наивысший результат в ЕНТ 2015 года - 125 баллов, одна - Ердосова Гульназ - является выпускницей именно этой школы. Немаловажную роль в этом играет возможность привлекать ученых к работе с одаренными детьми гимназии.
Могу с уверенностью сказать, что на сегодняшний день гимназия № 45 имени Б. Момышулы является творческой лабораторией нашего региона. По результатам рейтинга она наряду с гимназиями № 1 и № 40 г. Тараза входит в тройку школ области, работающих в режиме педагогических инноваций.
Развитие функциональной грамотности школьников, в первую очередь естественно-научной и математической грамотности, грамотности чтения, является одним из ведущих направлений деятельности педагогов области, потому что показатели по данным критериям являются базовыми при проведении международных исследований качества школьного образования и определения уровня работы школ Казахстана в мировом рейтинге.
В апреле 2016 года казахстанские школьники примут участие в международном исследовании PIRLS, который направлен на определение грамотности чтения учащихся начальных классов. В данном исследовании примут участие учащиеся девяти школ нашей области. На данный момент все организационные вопросы по подготовке к исследованию завершены.
Главной целью Государственной программы развития образования является «повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики».
Категория доступности предполагает обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей нашего государства, независимо от места жительства, социального и материального статуса семьи ребенка, этнической и конфессиональной принадлежности.
На протяжении последних пяти лет горячим витаминизированным питанием было охвачено 100% детей из малообеспеченных семей.
В текущем году все учащиеся начальных классов области обеспечены горячим питанием за счет средств местного бюджета.
Создание опорных школ (ресурсных центров) в каждом районе стало одним из действенных механизмов решения вопросов обеспечения равного доступа к качественному образованию. В текущем учебном году открыто еще 2 ресурсных центра на базе школы № 30 в Кордайском и школы имени А. Тарази в Жамбылском районах. Таким образом, в 2015 - 2016 учебном году в области функционируют 10 ресурсных центров, в сеть которых входят 37 магнитных школ. В осенней сессии, состоявшейся в октябре, приняли участие 2165 учащихся 7 - 11-х классов, из которых 1063 - учащиеся ресурсных школ, 1102 - учащиеся магнитных школ. Все учащиеся магнитных школ обеспечены трехразовым горячим питанием, 122 учащихся Сарысуского и 79 учащихся Мойынкумского районов во время осенней сессии проживали в пришкольных интернатах.
Управление образования осуществляет постоянный мониторинг качества обучения в ресурсных школах, удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов магнитных школ работой ресурсного центра. Данные исследования говорят о высокой степени удовлетворенности учащихся МКШ учебным процессом в ресурсных центрах, разнообразием дополнительных образовательных услуг, более высоким уровнем работы педагогов, возможностью учиться в оснащенных современным оборудованием школах, доступом к широкополосному высокоскоростному Интернету и т.д.
На сегодняшний день мы практикуем 10-дневные осенние, зимние и весенние сессии. В следующем учебном году мы планируем вовлечение в сессии учащихся 6-х классов. В перспективе нужно вовлекать и учащихся начального звена, когда психика детей более синзетивна и очень мобильна, что позволит быстрее осуществлять адаптацию сельских детей к быстро меняющимся условиям жизни.
Доступность школьного образования детей, проживающих в сельской местности, где нет школ, обеспечивается через организацию подвоза детей к месту учебы и обратно. В 2015 году в нашей области насчитывается 118 населенных пунктов, где нет школ или соответствующих уровней школ. В данных населенных пунктах проживает 2486 детей школьного возраста, все они обеспечены подвозом.
В своем Послании Президент страны указал на то, что он будет «...требовать защиты прав каждого ребенка. Любой ребенок, который родился на нашей земле, - казахстанец. И государство должно заботиться о нем. Наше государство и общество должны поощрять усыновление сирот и строительство детских домов семейного типа». Это концепт, государственная доктрина по защите детства.
На сегодня наша область занимает лидирующее положение в республике по темпам открытия детских домов семейного типа. На сегодня в области в 12 детских домах семейного типа воспитываются 52 ребенка.
За последние пять лет 277 детям-сиротам были выданы квартиры, из них 157 - в 2014-м, а 36 - в 2015 году.
В ноябре 2015 года региональный опыт открытия детских домов семейного типа обобщался на республиканском уровне. Работа в этом направлении продолжается, так как проблема сиротства, и особенно социального сиротства, является очень острой и болезненной и для нашей области.
Из года в год увеличивается количество организаций, создавших условия для инклюзивного образования. За последние пять лет их доля выросла на 20,6% , составив в 2015 году 34,2%.
Уделяется особое внимание максимальному вовлечению в учебный процесс детей с особыми потребностями. Численность данной категории детей составила 7474 ребенка. В рамках Госпрограммы развития образования для детей этой категории созданы необходимые условия для получения доступа к качественному образованию. В соответствии с принципами «включенного образования» дети обеспечиваются безбарьерной зоной обучения и специальной педагогической поддержкой.
В области действуют три психолого-медико-педагогические консультации. Деятельность данных организаций образования направлена на выявление детей с особыми потребностями, проведение диагностики и консультирования. На сегодня все дети области с особыми потребностями обеспечены надлежащей медико-педагогической консультацией и государственной социальной поддержкой.
Актуальной проблемой совершенствования качества образования является поиск эффективных способов изучения мнения всех заинтересованных сторон о качестве оказываемых образовательных услуг.
В конце прошлого учебного года нами было проведено изучение степени удовлетворенности образовательным процессом учащихся и родителей общеобразовательных учреждений области.
Исследованию подлежали мнения обучающихся, родителей относительно организационной и содержательной деятельности школ области.
С этой целью было проведено анкетирование «Школа глазами родителей», «Школа глазами детей» и диагностика «Личностный рост ребенка».
Общий объем охвата анкетным опросом составил 1563 респондента, из которых 397 родителей и 1166 обучающихся.
Исследования показали, что 95,7% (395) опрошенных родителей области высоко оценивают качество педагогической и административной деятельности: режим обучения, организацию воспитательного процесса, социально-психологический климат, информирование о работе школы.
Cреди 89% опрошенных удовлетворительными признаны качество программ обучения, материально-техническое оснащение, эффективность работы с родителями, уровень сотрудничества школы с другими организациями и учреждениями.
Более 85% опрошенных родителей и 75% детей указали на необходимость расширения сети организаций дополнительного образования и улучшения качества питания в школах.
Из 391 опрошенных учащихся 62% выражают позитивное отношения к школе, считая ее основным источником знаний и жизненного опыта.
В ходе исследования было выявлено ослабление участия родителей в жизни своих детей. Так, например, если при подготовке домашнего задания учащимися начальных классов доля участия родителей составляла 89 - 100%, то к 5 - 9-м классам этот показатель снизился до 56 - 74%, а к 10-му классу родители вообще не оказывают содействия в учебной деятельности детей. Это очень серьезный сигнал, говорящий о дефиците родительского внимания.
Семья, родители - это ключевое звено в формировании растущего ребенка. Никакая школа не в состоянии заменить ребенку внимания мамы и отца. В этих усл