Накануне нового времени
Накануне нового времени
В 2016 году Независимости Республики Казахстан исполняется 25 лет. За эти годы страна прошла тернистый путь обустройства, преодолела множество экономических и социальных проблем и достигла впечатляющих результатов: принята Конституция суверенного государства, созданы новая политическая, правовая и экономическая системы, определена национальная идея, консолидирующая казахстанское общество.
Редакция газеты «Знамя труда» начинает публикацию материалов, посвященных славной дате нашей истории. Сегодня вниманию читателей предлагается первая статья из цикла историко-политических очерков о независимости.
Историко-политический очерк. Раздел первый
История обретения Казахстаном независимости нередко обрастает мифами и домыслами, не имеющими ничего общего с историческими фактами. При этом мало кто помнит, как непросто происходил процесс зарождения нового государства, какие вопросы стояли перед политическим руководством Казахстана, принявшего на себя огромную историческую ответственность за будущее страны и общества. Давая оценку политическим реалиям, сложившимся в конце 80-х - начале 90-х годов в СССР, можно признать, что Казахстану удалось достойно преодолеть один из самых сложных этапов в новейшей истории, не допустить деградации страны, разгула преступности и реализации амбиций отдельных общественных групп, стремящихся в период смутного времени к власти любой ценой. Ситуация была крайне сложная и непредсказуемая. Накануне обретения Казахстаном независимости никто не мог знать наверняка, что произойдет после распада одной из самых могущественных мировых держав - СССР. С приходом к руководству СССР и Коммунистической партии Советского Союза в 1985 году М. С. Горбачева, со сменой политического курса с провозглашением нового мышления, перестройки и гласности на фоне обострения экономических и социальных проблем по пространству всего Союза, особенно в национальных республиках, стали нарастать протестные настроения. Советская политическая элита и устаревшие методы жесткого административного управления явно не справлялись с вызовами времени. Здесь надо сделать небольшое отступление и сказать, что любая политическая система обладает четырьмя ключевыми характеристиками, отличающими ее от других социальных систем: 1) она является универсальной, поскольку охватывает своим воздействием все общество; 2) она осуществляет полный контроль над применением физического или иного принуждения; 3) ее право выносить обязывающие решения считается легитимным; 4) ее решения являются авторитетно-властными, несущими в себе силу легитимности и вероятность того, что люди ей подчинятся. Но проблема была в том, что в конце 80-х годов ХХ века люди больше не хотели подчиняться центру. Гласность открыла «шлюзы» народного недовольства, волна перемен захлестнула и нашу республику. Руководство ЦК КПСС, осознавая сложность обстановки, предпринимает ряд решительных шагов, направленных на удержание контроля над ситуацией в республике. В срочном порядке происходят массовые партийные чистки и важные кадровые перестановки. В 1986 году Кремль отправил в отставку первого секретаря ЦК Компартии Казахстана, уважаемого и авторитетного Д. А. Кунаева, внесшего значительный вклад в развитие республики. Ему на смену прямым указанием из Москвы назначается Г. В. Колбин, ранее занимавший пост первого секретаря Ульяновского обкома КПСС, - человек весьма далекий от понимания истинного положения дел в республике, не способный критически оценить обстановку и предложить выход из кризиса. Общественность и часть политической элиты страны отреагировали на эту ротацию крайне негативно, особенно молодежь, которая больше не желала оставаться в «шорах» советской системы. В декабре 1986 года в Алматы прошли стихийные выступления, в ходе которых звучало требование отставки коммунистической власти и назначения главой республики человека, для которого Казахстан является родиной. События развивались стремительно. Социально-экономическая катастрофа уже охватывала широкие слои населения. Нарастал градус гражданской активности и национального самосознания. В стране возникали десятки неформальных групп и комитетов общественного само-управления, полным ходом шел процесс формирования независимых политических движений, среди которых были Гражданское движение Казахстана «Азат», межнациональное движение «Единство» и другие. Весной 1990 года прошел учредительный съезд Социал-демократической партии Казахстана, провозглашена Партия национальной свободы «Алаш», создана национально-демократическая партия «Желтоксан». Эти первые политические партии не были зарегистрированы и начали действовать как оппозиционные КПСС. Часть новых общественных групп и движений финансировалась зарубежными спонсорами, имела выраженный агрессивный характер и преследовала цель дестабилизации ситуации в республике. По мере того как становился очевидным распад СССР, все отчетливее звучали призывы к насилию и смене политического режима. В этих условиях, учитывая многонациональный и многоконфессиональный состав населения республики, перед органами управления стояла сложная задача - не допустить кровопролития и раскола в обществе. В момент острой фазы политического кризиса первым секретарем ЦК Компартии избирается Н. А. Назарбаев. Он и его единомышленники прилагали огромные усилия по урегулированию конфронтации между различными общественными, национальными и религиозными группами населения. Параллельно с этим активно прорабатываются сложные юридические вопросы и процедура изменения статуса республики в составе Союза, обсуждаются меры по реформированию политической системы. 1987 - 1989 годы прошли под лозунгом «Больше демократии!». В результате появляются законы «О совершенствовании государственной власти и управления» и «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР», которые заложили основу реформ в системе органов власти и управления. 22 сентября 1989 года принимается закон о языках. Государственным языком Казахской ССР объявляется казахский язык, русский язык получил статус языка межнационального общения. 24 апреля 1990 года впервые в истории Казахстана принимается Закон Казахской ССР «Об учреждении поста Президента Казахской ССР», на который Верховный Совет республики избирает Нурсултана Назарбаева. С этого момента начинается предварительная фаза дальнейшего развития государственно-правовой системы страны по пути оформления полной государственной независимости. Следует заметить, что в отличие от других лидеров бывших советских республик Н. А. Назарбаев был убежденным противником распада CCCP. В одной из своих книг он написал буквально следующее: «Я держался, что называется, до «последнего патрона» против развала Советского Союза. Не потому, что мне нравилось то объединение, которое c 1989 года, когда центр потерял всякое управление, а регионы делали все, что хотели, начало разваливаться прямо на глазах. Так что пусть меня правильно поймут: я не выступал за сохранение того Союза - несправедливого, административного, который не давал нам двигаться к цивилизованному обществу. Я предлагал в условиях тогдашнего развала создать конфедерацию, сохранив единое государство, оборонное пространство, общие границы, общую валюту и внешнюю торговлю, а во всем остальном предоставив полную свободу республикам…» 25 октября 1990 года впервые в истории Казахстана Верховным Советом республики принимается Декларация «О государственном суверенитете». Декларация содержала три важнейшие нормы: 1) верховенство Конституции и законов республики на территории Казахской ССР, право республики «приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию республики»; 2) исключительная собственность Казахской ССР, составляющая основу ее суверенитета, - земля и недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, экономический и научно-технический потенциал, «все национальное богатство, имеющееся на ее территории». Закрепление права Казахской ССР на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу республики, в том числе в алмазном, валютном фондах и золотом запасе; 3) право Казахской ССР выступать самостоятельным субъектом международных отношений и определять внешнюю политику в своих интересах. Историческое значение Декларации о государственном суверенитете в том, что она придала реальное содержание государственной независимости Казахстана, напомнила о том, что страна имеет свою многовековую историю, культуру, традиции. Декларация стала первым основополагающим государственным актом республики. Были закреплены неделимость, неприкосновенность страны, государство определено как объект международного права. Декларация провозгласила главенство республиканских законов над союзными и стремление республики к фактической самостоятельности в рамках СССР. 20 ноября 1990 года принят Закон Казахской ССР «О совершенствовании структуры государственной власти и внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахской ССР». В нем определены структура государственной власти и система взаимоотношений Верховного Совета, Кабинета Министров и Президента страны. В июне 1991 года впервые был принят закон об общественных объединениях, заложивший основы политической конкуренции. Общественными объединениями стали признаваться «добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов». В число общественных объединений были включены политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, ветеранские организации инвалидов, молодежные и женские организации, научно-технические, культурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, фонды, ассоциации и другие объединения граждан. Благодаря этому закону в республике появляется несколько политических партий (Национальная партия Казахстана «Алаш», Социалистическая партия Казахстана, партия Народный Конгресс Казахстана, Коммунистическая партия Казахстана), незамедлительно вступивших в политическую борьбу за голоса избирателей на выборах Главы государства. Постановлением Верховного Совета от 16 октября 1991 года на 1 декабря 1991 года назначается дата выборов Президента Республики Казахстан. Общество консолидировалось вокруг Н. А. Назарбаева, предложившего наиболее жизнеспособную социально-экономическую программу. В числе приоритетных задач кандидата в Президенты: социальная направленность развития республики, межнациональные отношения, экология, поддержка предпринимательства, села. На многочасовых встречах с избирателями (производственниками, сельчанами, работниками бюджетной сферы, ветеранами и молодежью), проходившими во всех регионах, обсуждались важнейшие вопросы, волновавшие казахстанцев. 1 декабря 1991 года на первых в истории страны всенародных выборах из 9,9 миллиона граждан, внесенных в списки для голосования, на участки пришли 8,7 миллиона. Главой независимого Казахстана становится Н. А. Назарбаев, получивший 98,7 процента голосов избирателей. Рекордные 99 процентов и выше голосов за Н. А. Назарбаева отдали 10 областей, в том числе Алма-Атинская, Джамбулская (ныне Жамбылская), Мангистауская, Талды-Курганская и другие. 10 декабря 1991 года состоялась церемония инаугурации первого Президента Казахстана и торжественное принесение им присяги во Дворце Республики в Алматы. Важным событием стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации о прекращении существования СССР и образовании Союза Независимых Государств (СНГ) в составе девяти государств. Накануне на Ашхабадской встрече глав государств Средней Азии и Казахстана было выдвинуто требование участникам Беловежского соглашения (руководителям Беларуси, России и Украины) о вхождении среднеазиатских государств и Казахстана в состав Содружества на равных с ними условиях. Спустя всего три дня, 25 декабря 1991 года, Президент СССР М. С. Горбачев сложил с себя полномочия на этом посту «по принципиальным соображениям», а 26 декабря того же года Совет Республик Верховного Совета СССР принимает декларацию о прекращении существования СССР. Следует подчеркнуть, что после распада СССР Казахская Советская Социалистическая Республика последней из республик провозгласила свой государственный суверенитет, обретя новый статус и новые возможности, которые сегодня прочно укрепились в мировом сообществе. Первым шагом к признанию мировым сообществом стал отказ Казахстана в 1991 году от ядерного оружия. Из пяти ядерных держав мира Франция одной из первых признала независимость Казахстана и предоставила свои гарантии безопасности, а чуть позднее это сделали и другие страны мирового сообщества. С тех пор Казахстан является полноправным участником международных отношений. Независимость - священная ценность для всего наpода Казахстана. Истинный смысл понятия «независимость» означает полную автономность и способность к самостоятельному развитию и процветанию с помощью своих национальных особенностей и достижений. Сегодня без преувеличения можно сказать, что День Независимости по праву считается главным национальным праздником республики. Нeзaвисимoсть является oснoвoй eдинствa и oбщeнaциoнaльнoй идeи Кaзaхстaнa, подтвеpждая сфopмиpoвaнные pуководством сувеpенного госудаpства во главе с Лидеpом нации Нуpсултаном Назаpбаевым бaзoвыe цeннoсти кaзaхстaнскoгo пути - миp, свoбoдa, единствo, стaбильнoсть, сoзидaниe и пpoцвeтaниe! (Продолжение следует)Бахтияр АЛДАШОВ, профессор Таразского инновационно-гуманитарного университета