Работу по развитию туристической инфраструктуры надо продолжать
Руководитель туристической фирмы «Золотой караван» Альбина Веймер развила свой бизнес благодаря победе в телевизионном реалити-шоу «Кредитная история» на 31 канале. Тогда ее поддержала и газета «Знамя труда». 11 февраля 2006 года туркомпания заявила о себе слоганом «Побывай в своей стране!». Сейчас Альбина возглавляет еще и общественный фонд «Золотой караван». Накануне десятилетнего юбилея фирмы мы пригласили ее в редакцию, чтобы она поделилась мыслями по поводу того, как можно эффективно развивать туризм в регионе. - К празднованию 550-летия Казахского ханства у нас многие исторические объекты привели в порядок. Территории возле мавзолеев Карахана и Айша биби благо-устроены. Сейчас очень привлекательно выглядит комплекс «Көне Тараз» на месте старого центрального базара. Теперь нужно сделать так, чтобы эти объекты стали посещаемыми, - считает Альбина. А для этого, по ее словам, нужна реклама, необходимо развивать специальный сайт и громко заявить о туристическом потенциале области, сделать привлекательными по содержанию маршруты - в общем, все то, о чем говорится уже много лет. - Региону следует продолжать работу по развитию туристической инфраструктуры. Например, до сих пор так и не сделали дорогу на Акыртас. Я верю, что это самое загадочное место в мире, и это - фишка области. Когда гостей по пыльной дороге везешь на этот объект, приходится отшучиваться: мы, мол, кочевой народ, и чтобы попасть на Акыртас, нужно испытать все радости походной жизни. Водители берегут свои машины и не хотят везти туристов на этот объект, - акцентирует внимание на проблеме директор турфирмы. Она считает, что в области сегодня нет грамотного маркетинга, а ответственные за развитие отрасли чиновники провалили работу. - В России сейчас проходит акция «Каждый класс - на экскурсию!». Это очень хороший опыт для развития внутреннего туризма. У нас же отделы образования краеведением не сильно увлекаются. Люди всю жизнь могут прожить здесь и ни разу не увидеть даже петроглифы в горах, - говорит Альбина. По ее словам, внутренний туризм плохо развивается потому, что люди не знают свою страну. Всего от силы процентов 10 населения можно назвать легкими на подъем, остальным нужны комфортные условия для путешествий. Кроме того, мы никак не можем сделать привлекательным свой туристический продукт. Например, во многих странах мира практикуются походы в пещеры, где установлена подсветка, звучит музыка, работает профессиональный экскурсовод. У нас в Меркенском ущелье есть очень глубокая пещера, но в ней мусор, стены расписаны краской. Фотографироваться сложно из-за кромешной тьмы. Инфраструктуры нет, хотя сюда часто захаживают люди. Альбина считает, и с ней согласны все ветераны туризма, что неправильно, когда вход в ущелья закрывают частные предприниматели. Это ведь народное достояние. Путешествия расширяют кругозор людей, а такая политика ограничивает развитие краеведения. Нужно не дороги перекрывать шлагбаумами, а воспитывать в людях культуру экологического туризма. - Государственные инвестиции в туризм вполне возвратны, - считает предприниматель. - Чтобы понять самобытность нашего народа, надо попасть в нашу область. Здесь можно в историческом парке пройти по улице XI - XII веков, у нас разработан маршрут от снежных вершин до барханов. Предприниматель с 30-летним стажем в сфере туризма считает, что региону нужно раскручивать местные бренды: например, проводить фестиваль тюльпанов или международный этнографический фестиваль. И то и другое уже делалось. Во время фестиваля тюльпанов нужно возить людей в разные ущелья, в предгорья или даже в пустыню, чтобы увидеть, как одни за другими расцветают разные виды этих прекрасных цветов. В Японии давно люди путешествуют из города в город вслед за тем, как там расцветает сакура - она ведь тоже бывает разных видов. Наша редакция тоже разделяет мнение о том, что фестиваль тюльпанов нужно продолжать проводить, но на профессиональном уровне, с просветительскими акциями в защиту этих краснокнижных растений. - Праздник имеет все шансы, чтобы стать таким же популярным, как Октоберфест в Баварии, - убеждена наша гостья. - Как ни странно, у области в мире есть бренд - Шуская долина. Ее знают. И мы разрабатывали такую экскурсию, согласовав маршрут с полицией. Людей удивляет, что у нас растет уникальная трава, из семян которой можно делать отличное масло и ткань, и это растение невозможно вытравить. Гости хотят увидеть своими глазами его и место, где оно растет. Нужно разрабатывать такие маршруты, которые интересны людям, включая в них исторические объекты типа средневековых святилищ Жайсана. Наш плюс в том, подчеркивает она, что в Казахстане есть стабильность, мир, - это тоже привлекает туристов. Сегодня россияне готовы вместо Турции приехать на Иссык-Куль, а заодно заглянуть и в древний Тараз. Нужно использовать эту ситуацию, чтобы познакомить людей с нашими краем, кухней, традициями, обычаями, показать свое гостеприимство. Проведение Международной выставки ЕХРО-2017 в Астане можно тоже использовать для развития туристического имиджа нашей страны. У самой фирмы «Золотой караван» интересные планы. Она создает инфраструктуру для развития агротуризма. Два года назад А. Веймер купила фруктовый сад, где будет открыта турбаза «Яблоневый рай». Там выращивается сорт золотой превосход. - Это ароматные яблоки с запахом детства и счастья, - говорит Альбина. - А у нас ведь, кстати, есть еще один пока не раскрученный бренд: Казахстан - это родина яблок. Шансы сделать его популярным очень большие, потому что садоводство в регионе вообще интенсивно развивается. Людям нравится смотреть на цветущие сады. Кстати, на Конференции директоров монетных дворов коллекционной серебряной монете Национального Банка Республики Казахстан «Родина яблок» из серии «Достояние Республики» присужден главный приз в номинации «Самая красивая серебряная монета 2014 года». На базе «Яблоневого рая» планируется организовать кумысолечение. С турбазы в селе Акбулым Жамбылского района можно организовать походы на лошадях к наскальным рисункам, о которых недавно писала газета «Знамя труда». А зимой - катание на санках с горок. В конце нашего разговора Альбина вспомнила слова, сказанные ей одной бабушкой после экскурсии: - «Приобретая какую-нибудь вещь, я делаю себя счастливой на короткое время, а путешествуя, я делаю себя счастливой надолго», - сказала она. Я тоже считаю, что каждый выбирает сам, как долго ему быть счастливым.Елена ЕФИМОВА, фото Виктора БАРБАША