«…Постарайся себя не терять»
«…Постарайся себя не терять»
О социальной ответственности личности
Мы в ответе за себя, поэтому должны отвечать и за происходящее вокруг. Если мы не влияем на события, они изменяют нашу жизнь. Иногда - трагически. В этом году исполнится ровно пять лет террористическому акту в Таразе. Нет нужды напоминать события 12 ноября 2011 года - горожане прекрасно их помнят. А вот вернуться к личности Максата Кариева стоит. Спустя годы открылись новые подробности его биографии. - Для предотвращения будущих трагедий очень важно понимать, как человек пришел к терроризму, важно иметь его психологический портрет, - говорит Лола Шакимова, преподаватель кафедры психологии Академии КНБ РК. - Мы много беседовали с родными и знакомыми Кариева. Выяснилось, что в его жизни были серьезные психологические травмы. По словам Л. Шакимовой, Кариев тяжело пережил развод родителей, всегда очень тянулся к отцу, который стал жить отдельно. Затем, во время службы в армии, он подвергся издевательствам со стороны старослужащих. Избитым и раздетым его выкинули на снег. В медсанчасти Кариева подлечили, но не вылечили. Вся его короткая жизнь после армии оказалась отравленной этим происшествием. Кариев часто и подолгу лечился в больницах - это не нравилось работодателям и не давало возможности закрепиться на одном месте. Он не смог иметь детей, от него ушли две жены. Человек начал пить, пробовать наркотики. В этот момент его нашел отец, попытался помочь наладить жизнь - дал денег на бизнес. Кариев занялся риелторством, но попался мошенникам. В таком отчаянном положении его и «пригрели» вербовщики. Исподволь внушили радикальные идеи, нашли жену-мусульманку с тремя детьми. У Кариева появилась иллюзия благополучия. И в этот момент он заметил, что за ним следят правоохранительные органы. Ожесточенный собственными жизненными неудачами, накрученный жалобами жены на бывшего мужа-полицейского, ориентированный «задушевными» разговорами с «братьями» о «подлости» государства и правоохранительных органов, Кариев почувствовал себя загнанным в угол и решил перед смертью отомстить виновникам его не-удавшейся судьбы. Результат его мести известен - восемь погибших, в числе которых два гражданских лица, пятеро полицейских и сам террорист. - В психологии есть такое понятие, как локус контроля. Это характеристика личности. Есть два типа локуса - интернальный, когда люди во всех неудачах винят только себя, и экстернальный - когда человек во всем винит внешние факторы, - говорит Л. Шакимова. - Мой опыт тестирования задержанных экстремистов и многочисленные исследования других психологов говорят о том, что их общей чертой является поиск источников личных проблем вне себя. Определение локуса контроля и его корректировка могут позволить человеку лучше контактировать с обществом, находить решение своих проблем в рамках законных действий. Но для этого социум должен осознать значение подготовки и использования психологов. На семинаре-тренинге, организованном областным управлением по делам религий, Лола Шакимова привела следующие данные: в 2014 - 15 годах за экстремизм и террористические преступления в Казахстане были осуждены 82 человека, всего же в колониях отбывают срок 500 человек, причастных к экстремистской деятельности. Большинство из них - 48 процентов - молодые деятельные люди до 35 лет. Еще одна достаточно большая возрастная группа - 19 процентов - молодежь до 25 лет. Отсюда понятна следующая статистика: 39 процентов осужденных узнали о радикальном исламе через Интернет. Через мечеть к терроризму пришли 28 процентов, на 21 процент повлияли родственники, на 16 - друзья. Социальная характеристика группы: низкий уровень образования, большинство не имеют работы и собственного жилья. Исходя из этих данных понятно, кто находится в группе риска и на кого должно быть обращено внимание социальных и специальных служб. По словам Л. Шакимовой, государство учло прежние ошибки и постаралось исправить ситуацию. Сейчас в мечетях Казахстана радикалам не найти условий для пропаганды - современные имамы получили хорошее богословское и религиоведческое образование, ораторские навыки, способны нейтрализовать экстремистские проповеди. Но Интернет и круг общения молодежи по-прежнему являются уязвимыми. - Недавно я как психолог работала с 13-летней девочкой, ученицей седьмого класса, которую задержали на границе. Она призналась, что хотела уехать в Сирию для осуществления сексуального джихада, - рассказывает Л. Шакимова. - Откуда у ребенка такие фантазии? Она через Интернет познакомилась с вербовщиком. Пока родные девочки были заняты личной жизнью, нашлись люди, которые приласкали, эмоционально согрели, внушили: «Мы - твоя новая семья». И произошла подмена реальности. Еще один пример: силовики предотвратили теракт с участием учеников 11-го класса. Дети пропускали школу, ни учителя, ни родители не интересовались, чем они занимаются. А ребята попали в руки радикального миссионера, их готовили стать шахидами. Эти примеры показывают, насколько сейчас меняются традиционные ценности. Институт семьи обесценивается, размываются такие понятия, как чувство долга, ответственность за детей, за свое поведение. Искони воспитанию девочек в казахском обществе уделялось особое внимание. Кочевники понимали, что именно женщина хранит и передает следующим поколениям моральные ценности. Сегодня это взяли на вооружение и радикалы. Психологи и силовики обратили внимание, что экстремисты все чаше стараются привлечь в свои ряды именно девушек с неокрепшим сознанием: они и продолжение рода обеспечат, и как шахиды пригодятся. - Противостоять вербовке молодежи в экстремистские организации можно только обращением ее к традиционным духовным ценностям. В Коране написано, что джихад - это борьба с внутренними пороками, радикалы же говорят, что джихад - это насилие, война, агрессия. Шахид у арабов - это человек, который идет впереди линии фронта, шахидка - это женщина, которая во время родов умерла, а ребенок остался жив, рай, говорят радикалы, основан на семи мечах, это насилие. В традиционной же нашей религии рай - у ног матери, родители - это святое, с ними вы находитесь в раю. Это и есть вера наших предков, наши корни, от которых мы черпаем силу. И такая профилактическая работа должна строиться всем обществом, педагогами, психологами, - считает Л. Шакимова. - Нужны тренинги по выработке у наших детей высоких коммуникативных способностей, уверенного поведения. Необходимо включение в профилактическую работу всех институтов социализации личности (семья, школа, вуз, трудовой коллектив), укрепление чувства патриотизма и гордости за свою страну у молодых людей, формирование у них гармонии, личностного самосовершенствования, межнациональной и межрелигиозной толерантности.Индира БОТАШЕВА