Откуда растут ветви
Откуда растут ветви
Строим будущее, не забывая прошлого
Жамбылское предприятие «Жасау мүлкі» подало заявку на участие в EXPO-2017. На первый взгляд продукция «Жасау мүлкі» - приданое невесты - мало соответствует заявленной теме выставки - «зеленая энергетика». Но на самом деле именно корневые, давние традиции помогают человеку осознавать себя частью этого мира. Недаром у всех народов генеалогические карты выстраиваются в виде дерева. Должен быть корень, от которого растут и развиваются род, населенный пункт, страна. Именно традиции и являются тем корнем, который питает всех нас. И не зря ведь бытует поговорка: «Хочешь познать народ, выучи его традиции». Представляя на международной выставке традиционные промыслы, мы демонстрируем всему миру свою душу, свою открытость. А сбор приданого для невесты - веками сложившаяся традиция, много говорящая о быте, обычаях, нравах того или иного народа. Традиционное приданое казахской невесты состоит из нечетного количества вещей. - Конечно, все зависит от кошелька заказчика, - рассказывает один из руководителей «Жасау мүлкі» Омирзак Дильдабеков. - Обязательно в приданом должны быть односпальные одеяла, одно двуспальное одеяло молодоженов «махаббат көрпе», один двуспальный матрас - ет көрпе, көрпеше, на которых сидят гости, две подушки - бөстек, на одной из которых сидит молодая невестка и наливает чай снохе, сидящей на второй. Обязательно должны быть две моын жастық - удлиненные двуспальные подушки для молодоженов, которые шьются с пожеланием состариться вместе. Должны быть и қолтық жастық - «локтевые» подушки для упора тех, кто сидит на көрпеше. Типичным предметом приданого является шымылдық - полог невесты. - Сейчас его шьют из прозрачных воздушных тканей, и он имеет символическое значение - напоминает невесте о том, что раньше она не могла показываться на глаза родителям жениха, пока ее не позовут, не должна была первой заговаривать с ними, - говорит О. Дильдабеков. - Все эти традиции возникли не для того, чтобы унизить нового члена семьи, а для того, чтобы невестка помнила об уважении к родственникам мужа, не докучала пустой болтовней, из-за которой часто и возникают семейные ссоры. Сейчас традиция молчания не соблюдается, но шымылдык служит хорошим напоминанием невесткам о правилах хорошего тона. Еще, по словам О. Дильдабекова, в фирме шьют полное убранство для колыбели, қоржыны - дорожные сумки, аяқ қап - что-то вроде косметички для украшений. Во-первых, все это напоминает о быте кочевников, для которых коржыны и капы были, с одной стороны, важной тарой при переездах, с другой - украшением интерьера. Ведь на стоянках их вешали в юрте на кереге. Во-вторых, все предметы выполняли еще и магические функции. На них пришивали красивые узоры, у каждого из которых было свое предназначение. Орнамент в виде бараньих рогов должен был привлечь богатство, изобилие. Треугольник служил мощным оберегом, гармонизировал пространство. Ромб символизировал плодородие, охранял детородные функции. У круга, растительных узоров, зигзагов тоже было свое предназначение. Говорящими были и цвета узоров. Их подбирали не просто, чтобы красиво было, а так, чтобы они сослужили владельцу узора хорошую службу. Всю эту древнюю орнаментальную лексику стараются сохранить в своих изделиях мастерицы «Жасау мүлкі». - Почему мы уверены в том, что наша работа отвечает идеям EXPO-2017? - задает вопрос Омирзак Дильдабеков и сам же отвечает: - Ведь идея использования энергии ветра, солнца, воды тоже не новая. Она возникла тысячи лет назад, потом была подзабыта под натиском новых технологий, а сейчас опять вернулась, подкрепленная научными достижениями. Так же и наша продукция. Она соединяет в себе культуру наших предков, их представления об устройстве мира и современные материалы, формы, технологии. В соответствии со вкусами наших заказчиков мы разнообразим узоры и ткани. Моя супруга и руководитель предприятия Захира Мырзахметова даже запатентовала несколько новых изделий, но мы всегда стараемся, чтобы на нашей продукции присутствовали традиционные орнаменты - привет современникам от нашей общей истории.Айгуль МАХМУДОВА