Социальное партнёрство
Социальное партнёрство
Предприятия региона заинтересованы в развитии дуальной системы обучения
В последние годы в Казахстане произошли коренные изменения в вопросах подготовки профессиональных технических кадров. Большую роль в этом сыграли два момента: во-первых, реализация государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана, во-вторых, создание Национального совета по подготовке кадров с участием представителей бизнеса. До недавнего времени проблемой для Жанатасского многоотраслевого колледжа являлось трудоустройство выпускников по специальности. - Пропасть между теорией и практикой - извечная проблема профессионального образования, - говорит директор колледжа Нурландия Туйтебаева. - В разное время она и решалась по-разному. Сегодня это внед-рение дуальной системы обучения, которая во всем мире доказала свою эффективность. Нельзя сказать, что этот опыт в новинку для Казахстана. В недалеком советском прошлом профессиональные кадры готовили по аналогичному принципу, и, надо сказать, результат был отличным. В нашем колледже также апробирована эта система. На сегодняшний день в Жанатасском многоотраслевом колледже обучаются 510 студентов по следующим специальностям: автоматизация и управление по профилю (промышленный электрик, промышленный электронщик, электромеханик); открытая разработка месторождений полезных ископаемых (техник-технолог); техническое обслуживание и ремонт горного электромеханического оборудования (электромеханик), обогащение полезных ископаемых, рудообогащение (техник-технолог). В ближайшей перспективе здесь планирует обучать молодых людей технологии химического производства, техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования. На подготовку таких специалистов уже подписан договор с ТОО «ЕвроХим-Удобрения». Предприятие обязуется предоставлять студентам места для производственной практики, квалифицированных специалистов-наставников, организовывать для практикантов лекции по проблемам производства, встречи с передовиками и новаторами. Не так давно Жанатасский многоотраслевой колледж посетил руководитель по работе с персоналом дивизиона «Удобрения» из Москвы Владимир Барановский. Он отметил всю важность подготовки специалистов, необходимых предприятию. - Новая система подготовки кадров требует от каждого выпускника функциональной грамотности, чтобы затем не переучиваться. И только те, кто покажет самые лучшие результаты, будут в дальнейшем трудоустроены, - сказал В. Барановский. В 2014 году руководство Жанатасского многоотраслевого колледжа подписало договор об организации производственной профессиональной практики студентов в филиалах ТОО «Казфосфат» - ГПК «Каратау» и ГПК «Чулактау». Уже второй год именно для этих производств колледж готовит специалистов по следующим направлениям: открытая разработка месторождений полезных ископаемых, маркшейдерское дело, техническое обслуживание и ремонт промышленного электромеханического оборудования, техническое обслуживание и ремонт горного электромеханического оборудования. - Если говорить о внедрении дуальной системы обучения внутри колледжа, то ее элементы используются при подготовке специалистов уже давно. Это проявляется при совместной разработке учебных программ по специальным дисциплинам преподавателями колледжа и социальными партнерами. Проводятся различные семинары, мастер-классы, круглые столы. Наши студенты проходят практику на предприятиях, поэтому у работодателей уже на этой стадии складывается мнение о знаниях и навыках будущих специалистов. В то же время студенты имеют возможность ознакомиться с режимом работы, условиями и экономическими возможностями предприятия, - считает Нурландия Туйтебаева. - Позитивными моментами дуального обучения являются усиление практической направленности обучения, устранение разрыва между теорией и практикой, максимальное приближение обучения к конкретным запросам производства, и работодатели будут получать именно таких специалистов, какие им нужны. Будущие специалисты учатся гораздо более осознанно и заинтересованно, стремятся закрепиться на данном предприятии после обучения. А это уже весьма высокий уровень мотивации. В 2014 году на выделенные из республиканского бюджета 50 миллионов тенге в колледже оснащены кабинеты для обучения горному делу и общеобразовательным специальностям. Есть также четыре мультимедийных кабинета, тестовый дистанционный кабинет, где принимаются зачеты и экзамены. - Из 510 наших студентов 108 учатся заочно. Каждый раз приезжать в учебное заведение для получения заданий или сдачи зачетов для некоторых накладно, особенно для тех, кто живет в отдаленных сельских округах. В будущем студенты заочного отделения смогут обучаться дистанционно, - говорит Н. Туйтебаева. В колледже сильный преподавательский состав и опытные мастера производственного обучения, которые ставят перед собой цель дать качественное образование каждому студенту. Подтверждением этому стал областной этап чемпионата «WorldSkills Taraz», на котором студенты Бекжан Копбаев и Алтай Жакай заняли третьи места, показав хорошие результаты по электромонтажным работам. В этом немалая заслуга их преподавателей Акмарал Бексеитовой и Бакытжана Байдилдаева. В скором времени 60 приезжих студентов, вынужденные сегодня снимать жилье, получат комнаты в общежитии, которое откроется в ближайшее время. - На современном этапе развития страны перед учреждениями технического и профессионального образования стоит ряд вопросов. Какими они должны быть? Как организовать обучение? Как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг? Главная их задача - сформировать новую модель профессиональной подготовки, что помогло бы преодолеть отставание в объемах и качестве трудовых ресурсов. Ведь подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена - одна из тех задач, решение которых обеспечит устойчивое экономическое развитие страны, - считает Нурландия Туйтебаева.Жанна ЖЕТЕНОВА