Политика интеграции
Политика интеграции
Партийная составляющая стратегического курса
Анализируя политическую историю Казахстана, нельзя не заметить, что в период с 2006 по 2010 год в обществе проявились различные тенденции во всех сферах общественного бытия, свойственные переходному периоду казахстанской государственности. Но главными тенденциями этого этапа развития независимого Казахстана стали укрепление авторитета политических партий, особенно Республиканской политической партии «Отан» во главе с ее лидером Нурсултаном Назарбаевым, развитие принципов социальной демократии и укрепление международного авторитета государства. X съезд партии, состоявшийся 22 декабря 2006 года, вошел в историю как съезд, на котором было принято решение о переименовании РПП «Отан» в Народно-демократическую партию «Нур Отан» (НДП «Нур Отан»), произошло объединение с «Отан» политической партии «Асар», Гражданской и Аграрной партий. «Нур Отан» выступила за создание национальной модели развития социальной демократии, учитывающей как мировой опыт, так и казахстанскую специфику. За основу своей деятельности партия приняла пять принципов казахстанской идеи, предложенной Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым: равенство этносов многонационального народа Казахстана; государствообразующий этнос - казахский народ; религиозная идентичность граждан; воспитание законопослушания; развитие малого и среднего бизнеса. Очередной этап политического процесса, начавшийся в мае 2007 года, ознаменовался внесением поправок в Конституцию РК, состоялся выбор нового направления модернизации политической сферы: провозглашение трансформации президентской формы правления в президентско-парламентскую. Провозглашение перехода к президентско-парламентской форме правления в Казахстане не стало большой неожиданностью для общества, учитывая отсутствие до последнего времени бесконфликтного механизма преемственности власти. Отказ от смешанной избирательной системы, сочетающей в себе элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, и будущее распределение властных полномочий между Президентом и Парламентом являются естественным процессом дальнейшей либерализации политической системы, усиления полномочий и роли Парламента страны и политических партий, участия граждан в управлении делами государства, укрепления гражданского согласия в обществе. Несмотря на грядущий переход к президентско-парламентской форме правления, вертикаль власти в стране оставалась прочной. Так, согласно пункту 5 статьи 86 Основного закона, полномочия маслихата прекращаются досрочно Президентом республики, а в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Президент после консультаций с председателями палат Парламента и Премьер-Министром может распустить Парламент или Мажилис Парламента. В целом политическая реформа обозначила необходимость разработки действенного механизма сближения различных социальных групп, чьи интересы представляют партии, движения, профсоюзы, союзы предпринимателей, с учетом того, что их цели и задачи порой значительно отличаются друг от друга. Общество нуждалось в конструктивном диалоге, который бы способствовал сбалансированному подходу к решению острых проблем, стоящих перед страной в настоящем и будущем, невзирая на трансформации в системе политического правления. Парламентские выборы открыли новую страницу политической жизни Казахстана, а президентская форма правления становилась историей. Среди важнейших приоритетов «Нур Отан» по-прежнему находилась и Стратегия развития Казахстана до 2030 года. На XI съезде партии Н. А. Назарбаев ставит перед однопартийцами ряд конкретных задач, без решения которых невозможно двигаться вперед: «…увеличить ВВП на душу населения до 13 тысяч долларов. На базе этого обеспечить рост среднемесячных доходов населения как минимум в два раза. Увеличить средний размер пенсий в 2,5 раза и довести размер государственной базовой пенсии до уровня 50 процентов от прожиточного минимума. Повысить не менее чем в два раза должностной оклад учителей, врачей и других работников бюджетной сферы. Повысить размер пособия по уходу за ребенком до одного года не менее чем в 2,5 раза. Построить не менее 200 детских садов, 250 школ и 50 профессионально-технических учебных заведений. Построить 150 новых многопрофильных больниц и поликлиник, не менее 300 типовых врачебных амбулаторий на селе. Ввести не менее 50 миллионов квадратных метров жилья в течение пяти лет, что обеспечит новым жильем более 2,5 миллиона наших граждан. Создавать около 100 тысяч рабочих мест ежегодно». На XII съезде партии 15 мая 2009 года Н. А. Назарбаев выступил с докладом «Индустриально-инновационное развитие Казахстана ради нашего будущего». Внимание концентрируется на достижении устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития. Эти амбициозные задачи ставились Лидером партии исходя из растущей мощи и влияния «Нур Отан» в обществе и реальных потребностей экономики и социальной сферы. После 2009 года партия стала самой представительной в законодательном органе страны. Именно «Нур Отан» превратилась в главный механизм политической системы Казахстана и в качестве основных целей определила повышение благосостояния казахстанского народа, проведение широкой социальной политики, справедливое процветающее общество. Безусловно, статус правящей партии возложил на «Нур Отан» большую ответственность за реализацию стратегических преобразований в стране. Партия стала проводить масштабную работу по сохранению политической и экономической стабильности, укреплению согласия в обществе, развитию системы партнерских отношений между неправительственными организациями, этнокультурными объединениями и средствами массовой информации, созданию оптимальных условий для эффективной организации деятельности органов местного самоуправления. У политического руководства было осознание того, что совершенствование партийной работы в трудовых коллективах, в органах самоуправления можно обеспечить только благодаря профессионализму партийных работников, наличию у них творческого подхода к реализации политики партии. Поэтому в 2010 году Н. А. Назарбаев ставит перед партией задачу подготовки кадров, обладающих современными знаниями и владеющих новейшими политическими технологиями. Важной основой данной работы должен был стать формируемый партией кадровый резерв по специальной программе, предусматривающей формирование высокопрофессионального мобильного состава резервистов для политических, административных и выборных должностей. Итогом реализации программы «Кадровый резерв» стало создание банка данных, которым сейчас активно пользуются на всех уровнях как властной, так и партийной вертикали. Являясь одним из лидеров в социальном обеспечении населения, Казахстан стал модератором процессов совершенствования названной отрасли, создавая различные диалоговые площадки. Так, 7 - 8 июня 2010 года в Астане на международной конференции «Социальное обеспечение в условиях кризиса» отмечалось, что во время мирового финансово-экономического кризиса системы социальной защиты многих государств доказали, что принимаемые ими меры являются решающим компонентом оздоровления экономики. Эти действия позволяют стимулировать общий уровень спроса и поддерживать социальную сплоченность за счет предоставления защиты самым уязвимым слоям населения. По итогам международной конференции были приняты рекомендации по совершенствованию системы социального обеспечения, в том числе по снижению уровня безработицы, ужесточению требований к работодателям по исполнению норм законодательства по обязательному социальному страхованию и охране труда своих работников. 1 декабря 2010 года в столице Республики Казахстан Астане стартовал двухдневный саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в котором принимали участие лидеры и представители из 56 стран-участниц ОБСЕ, а также 33 представителя региональных и международных организаций, в том числе ООН, НАТО, ЕС, Совета Европы, СНГ, ОДКБ. На саммите присутствовали 28 президентов, 10 глав правительств, 14 стран были представлены министрами иностранных дел. Примечательно, что проведение саммита в Астане благословил сам Папа Римский Бенедикт XVI. Казахстан тщательно подготовился к этому международному мероприятию. Проведение саммита ОБСЕ по инициативе Казахстана в одной из столиц Центральной Азии стало действительно значимым событием. Напомним, что последний саммит ОБСЕ проходил в 1999 году в Стамбуле, но с 1999 года международная обстановка сильно изменилась. Как председательствующая в 2010 году в ОБСЕ Республика Казахстан прилагала большие усилия для развития организации. Саммит в Астане стал хорошей возможностью проанализировать перспективы ОБСЕ в глобальной безопасности. Очень долго лидеры стольких стран не оказывались за одним переговорным столом. Найти общие точки соприкосновения в ситуации, когда у сторон едва ли не противоположные взгляды, - задача крайне сложная, но необходимая. И в этом смысле саммит ОБСЕ в Астане можно расценивать в качестве знакового события в судьбе крупнейшей международной структуры, чей форум увенчался принятием декларации «Навстречу сообществу безопасности», подтвердившей нормы, принципы и обязательства, лежащие в основе ОБСЕ. Нерешенных проблем накопилось много, но участники саммита ОБСЕ-2010 продемонстрировали готовность к их решению. Таким образом, саммит в Астане открыл новую страницу развития международного сотрудничества и одновременно показал, что Казахстан стал влиятельной мировой державой. В свете данного события саммит ОБСЕ-2010 в Астане стал не только историческим успехом Казахстана, но и политической победой Нурсултана Назарбаева. Его персональная роль на посту Президента поражает высокой политической результативностью. Благодаря личной инициативе и настойчивости, заслуженному авторитету на международной арене, мудрой государственной политике, а также достигнутым достижениям внутри страны саммит ОБСЕ удалось провести на самом высоком уровне. Как заявил на саммите Нурсултан Назарбаев, подведена черта под сложным этапом истории организации. По его убеждению, евразийский вектор способен придать мощный импульс развитию ОБСЕ, сблизить Восток и Запад, Север и Юг, обеспечить понимание ключевых вопросов мироустройства. Его фундаментом является доверие, взаимопонимание между государствами. Казахстан особое значение придает Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), реформированию СНГ, ЕврАзЭС. В 2010 году заметен прогресс в казахстанско-российских отношениях. С 1 января официально, а с 1 июля реально заработал Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Это событие стало основным и определяющим фактором в отношениях между тремя странами. По этому поводу в Казахстане велись активные дискуссии. Многие считали, что Казахстан потеряет значительные суммы из-за сокращения таможенных поступлений в бюджет (до 75 миллиардов тенге, или 500 миллионов долларов). В этой связи многими экспертами делался вывод, что вступление в Таможенный союз было актом не экономического, а политического характера. Аналогичные точки зрения на уровне общественного мнения высказывались и в России, и в Беларуси. Там тоже полагали, что понесли значительные потери от создания союза. Время показало, что эти страхи были необоснованны, а минусы преувеличены. Невозможно отрицать, что Таможенный союз открыл перед странами дополнительные перспективы: создание совместных производственных коопераций, новых рабочих мест, развитие и использование огромного транзитного потенциала. Предприятия получили лучшие условия для выхода на международные рынки. Уже в январе - апреле 2011 года товарооборот Казахстана со странами мира вырос на 40,9 процента по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Товарооборот с Россией увеличился на 48,8 процента и достиг 6,9 миллиарда долларов. При этом экспорт из Казахстана вырос на 64,6 процента, а импорт из России - на 39,8 процента. По данным Агентства РК по статистике, в январе - ноябре 2011 года взаимная торговля Казахстана со странами Таможенного союза составила 21 миллиард 431,1 миллиона долларов, или на 39,7 процента больше, чем в январе - ноябре 2010 года. Эти цифры опровергли опасения некоторых экспертов о том, что с началом функционирования Таможенного союза Казахстан подвергнется «российской товарной экспансии». Участие в Таможенном союзе позволило существенно расширить потенциальные рынки сбыта как для дальнейшего развития более или менее благополучных в настоящее время отраслей экономики (топливно-энергетическая, цветная и черная металлургия, зерновое хозяйство), так и для возрождения пришедших в упадок (виноделие, производство фруктов, овощей и т. д.). Существенно расширилась сфера конкуренции, что в конечном счете также окажет позитивное влияние на общеэкономическую динамику. В целом период с 2006 по 2010 год стал важным этапом дальнейшего развития казахстанской государственности, который четко и ясно показал мировому сообществу верность политического курса Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, его стратегической дальновидности и последовательности в укреплении национального суверенитета.Бахтияр АЛДАШОВ, член политсовета областного филиала партии «Нур Отан»