Новости

Риск есть всегда

Риск есть всегда

Необходимы единые методы борьбы с экстремизмом

За 25 лет независимости в стране произошло множество важных изменений. Мы укрепили экономические позиции на международном уровне и заявили о себе как о конкурентоспособном государстве. Однако вместе с успехом приобрели и некоторые проблемы. На начальном этапе развития нашей независимой страны в приоритете было социально-экономическое развитие, и духовные ценности оказались на втором плане. Опустевшую нишу стали заполнять другие идеи, нередко несовместимые с нашим менталитетом.  Одной из характерных особенностей современного восприятия понятий «экстремизм», «терроризм» в массовом сознании наших граждан является то, что под внешним информационным воздействием и в силу религиозной малограмотности они приобрели стойкую религиозную окраску. У подавляющего большинства эти понятия ассоциируются с исламом. Исламский фактор является определяющим в восприятии среднеазиатских экстремистов и террористов. Между тем ни одно из известных определений экстремизма и терроризма не включает в себя ни религиозный вообще, ни исламский фактор в частности. Экстремизм - форма радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп. При этом в большинстве случаев предполагается применение экстремистами нелегитимных способов достижения своих целей, в том числе и террора. Следует отметить, что экстремизм, носящий первоначально сугубо внутренний характер, стал приобретать и внешнюю составляющую. Примером может служить основанная в Иерусалиме в 1953 году радикальная организация «Хизб-ут-Тахрир» (Партия свободы), которая распространила свою деятельность на страны Центральной Азии. Во многих странах, в том числе и в Казахстане, деятельность этой организации запрещена. «Терроризм» с арабского - «запугивать», «угрожать». Этим словом можно характеризовать насилие, угрозу и причинение вреда человеку. Основываясь на этом, можно сделать вывод: терроризм - насилие в отношении правительства или общества с целью принуждения к согласию с определенными политическими требованиями, совершаемое системно и коллективно. Религиозный экстремизм - отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда идей, противоречащих им. Ислам призывает к толерантности, а экстремистские группы, прикрываясь религией, разрушают согласие и сеют раздор. Одной из главных причин распространения религиозного экстремизма и терроризма можно назвать отсутствие единого законодательства на территории стран Центральной Азии. К примеру, деятельность некоторых организаций в одной стране запрещается, а в другой - нет. В 2006 году Генеральная Ассамблея ООН приняла глобальную контртеррористическую стратегию. В этом документе страны-члены ООН единогласно осуждают экстремизм и все виды терроризма, а также призывают сражаться против них. Если бы каждое государство выполняло стратегию, то борьба с религиозным экстремизмом принесла бы результаты. События на Ближнем Востоке, в Сирии и Ираке в последние два-три года свидетельствуют о зарождении в мире, по сути, нового типа экстремистской и террористической идеологии. Появление на международной арене организации ИГИЛ показало определенную уязвимость ранее наработанных методов по противодействию религиозному радикализму. Причина в том, что идеология ИГИЛ, в отличие от других экстремистских организаций, нацелена на мусульман всего мира и предполагает экстерриториальность. Другими словами, ее цели не ограничиваются узкими территориальными границами для влияния в какой-либо отдельной стране, а имеют глобальный характер и опираются на изощренную трактовку общего для всех мусульман мира Священного писания. Терроризм сегодня приобрел по-настоящему международный характер, и это проявляется в активном участии в экстремистских организациях граждан разных государств, в объединении террористических групп из различных регионов мира под едиными лозунгами и флагами. Международные террористические организации выходят на новый уровень своего развития. Это выражается в попытках формирования ими квазигосударственных структур с собственными финансово-экономической, информационной и другими системами. Террористы стали обладать значительными финансовыми и материальными ресурсами. Решающее преимущество им также дает то, чего не было ранее у других террористических организаций, - владение новейшими информационными и социальными технологиями и широкое их использование. В частности, ИГИЛ имеет профессиональное информационное агентство, активно применяет в агитационной и вербовочной работе возможности Интернета и социальных сетей, что позволяет охватить своей информацией огромное количество людей во всех уголках планеты. Хронологически можно выделить три этапа в деятельности экстремистских и террористических организаций на территории Казахстана. Первый этап - 1991 - 2000 годы, когда наблюдался в основном импорт радикальных идей. В этот период шло активное проникновение на нашу территорию представителей иностранных экстремистских организаций из соседних стран с повышенными террористическими рисками - России, Китая, Узбекистана, Кыргызстана. Второй этап растянулся с 2000 по 2011 год, когда в деятельности радикальных структур появилось «казахстанское содержание». В определенной степени это было связано с возвращением на родину людей, которые еще в 90-е уезжали из страны для получения религиозного образования в Турцию, Пакистан, Саудовскую Аравию, Египет и т.д. В эти же годы власти, наконец, признали участие наших граждан в деятельности иностранных террористических структур. Третий этап начался в 2011 году и продолжается до сих пор. Его характерная черта - активизация местных радикальных групп. Теракты 2011 - 2012 годов, в которых принимали участие только граждане Казахстана, говорят о том, что в стране завершилась трансформация отдельных протестных групп в сторону их большей радикализации. КНБ РК уже сообщал о возможном пребывании нескольких казахстанцев в воюющей Сирии на стороне повстанцев. А кыргызские спецслужбы обнаружили в Турции двух своих молодых граждан, которых экстремисты завербовали для войны в Сирии. Кстати, процесс вербовки проходил в мечетях. Тревогу вызывает и географическое расширение деятельности радикальных групп. С начала 90-х в основном это был юг Казахстана. В тот период существовало как минимум четыре экстремистских канала: пакистанский, афганский, узбекский и кыргызский. С середины 90-х добавился запад страны. Здесь доминировал салафизм, который «импортировался» с Кавказа и из Саудовской Аравии. Сегодня радикалы находятся практически на всей территории Казахстана. Анализируя вышеизложенное, следует отметить, что в борьбе с экстремизмом и терроризмом должны принимать участие не только мировые державы (США, Россия, Китай и страны Европы), но и те страны, которые наиболее пострадали от террористов. Нужно создавать условия для того, чтобы они сами могли дать отпор какой-либо угрозе. Для этого необходимо укрепление вертикали власти и силовых структур в странах с наибольшим риском угрозы терроризма. Наряду с этим в Центральной Азии есть угроза возникновения второй «арабской весны». В связи с чем необходимо создать единый антитеррористический блок и ввести единую законодательную базу, регламентирующую деятельность религиозных объединений стран Центральной Азии. В Казахстане необходимо усилить просветительскую деятельность среди молодежи. Как известно, Интернет сегодня стал неотъемлемой частью жизни молодежи. Большинство молодых людей черпают информацию о религии в соцсетях и, не осознавая, становятся жертвами радикальных религиозных течений. Традиционный ислам в Казахстане представляет Духовное управление мусульман Казахстана, имеющее статус республиканского исламского религиозного объединения с филиальной сетью во всех регионах республики. Думаю, будет лучше, если ДУМК совместно с Министерством образования и науки РК и другими общественными институтами станут проводить работу по профилактике религиозного экстремизма и терроризма не только в молодежной среде, но и в целом среди всего населения.

Бауыржан МУРБЕКОВ, директор информационного центра «Панорама»