Союз водителей призывает посещать школы
Многие казахстанцы наверняка с радостью восприняли известие о том, что теперь можно самостоятельно готовиться к экзаменам на получение водительских прав. Действительно, зачем платить деньги в автошколу, посещать ее несколько месяцев, если можно все материалы найти в Интернете и изучить правила самостоятельно? Во всеобщей эйфории уже стали раздаваться голоса: мол, необходимо теперь и вовсе закрыть все автошколы в связи с их ненадобностью. Однако общественное объединение водителей и ветераны автомобильной отрасли считают, что не стоит торопиться с выводами. На днях вступили в силу изменения в правила государственной регистрации и учета транспортных средств, а также приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений. Новые нормы позволят гражданам самостоятельно подготовиться и сдать экзамены на право управления автомототранспортными средствами категорий «А», «А1», «В», «В1». Если сказать вкратце, то процедура приема экзаменов остается прежней и состоит из двух этапов. Кандидат в водители в течение 40 минут сдает теоретический экзамен и при 32 положительных ответах допускается к сдаче практической части. Здесь он должен выполнить 12 испытательных упражнений, связанных между собой определенным маршрутом в течение 20 минут, при этом количество штрафных баллов не должно превышать 100. - Я приветствую такое решение, - говорит житель Тараза Арман Кыдырали. - Есть люди, которые уже в раннем возрасте научились водить автомобиль. Зачем им обучаться три месяца? А что касается правил дорожного движения, то их и в самом деле можно изучить самостоятельно, благо материала в Интернете хватает. В то же время в Союзе водителей транспортных средств РК предлагают гражданам не делать скоропалительных выводов и не забывать о преимуществах школы. - На мой взгляд, здесь необходимо учитывать несколько факторов, - говорит директор областного филиала объединения Амантай Досмуханбетулы. - Самоучки все равно не будут иметь тех преимуществ, что дает школа. Как сейчас граждане начнут готовиться к экзаменам? Просто найдут билеты по тестам, изучат ответы на них и автоматически ответят на компьютере. При этом теоретическая часть об эксплуатации автомобиля полностью выпадет из их поля зрения. Кроме того, возникают вопросы касательно вождения. Теперь непонятно, как человек должен самостоятельно научиться управлять транспортом? В автошколе курсант садится за руль спецмашины, оборудованной двумя системами управления, рядом с ним сидит инструктор. Можно предположить, что сейчас начинающие автолюбители начнут самостоятельно водить автомобиль по городу, тренируясь прямо на дороге и, по сути, рискуя нашими жизнями. - Данное решение МВД не поддается логике, - считает собеседник. - Ведь в автошколах преподаватель дает информацию не только по правилам, но и основам безопасности дорожного движения. Сейчас же кандидат вряд ли захочет «грузить» себя лишним материалом. Кроме того, по мнению руководителя филиала, если в данном случае взят опыт других стран, то необходимо было учесть нюансы. Например, в развитых государствах для сдачи экзамена по практическому вождению автомашину предоставляют сами экзаменуемые, как правило, ту, на которой учились и будут в дальнейшем ездить. - У нас же во всех спеццонах имеются автомашины разных моделей, напичканные особыми датчиками, так что не только курсанты, но и водители-профессионалы с многолетним стажем не могут сдать экзамен. Все мы знаем, что человеку, который садится за руль другой машины, необходимо проехать как минимум один километр, чтобы адаптироваться. К примеру, даже при использовании ноутбука, смартфона тоже нужно время для ознакомления. Здесь же кандидат, конечно же, теряется на новом для себя транспорте и проваливает экзамен. А. Досмуханбетулы считает, что статус автошкол, а также инструкторов по вождению по сравнению с прежними временами сегодня и так изрядно упал. А с новыми правилами автошколы могут и вовсе закрыться. - Но это все равно что отменить обучение в средних школах, разрешить делать это самостоятельно и сразу пригласить учеников на ЕНТ, - говорит он. - Конечно, дети бы обрадовались такому нововведению. Но выиграло бы государство от этого? И еще вопросы возникают. Для чего тогда в прошлом году, в соответствии с новым Законом «О дорожном движении», все автошколы обязали вступать в республиканское общественное объединение, начали создавать единую базу учащихся? Для чего срок обучения на водительских курсах категорий «В» продлили с полутора месяцев до трех, «ВС» - до пяти месяцев? При этом, по словам собеседника, стоимость курса как была, так и осталась на прежнем уровне. Напротив, необходимо было поднимать престиж школ - значительно увеличить оплату. Ведь водитель управляет транспортным средством, которое является источником повышенной опасности. - Низкая стоимость курсов давала возможность получать водительское удостоверение всем кому не лень. В группе 25 человек, а личный автомобиль имеют только семь-восемь курсантов. Остальные надеются сесть за руль в скором будущем. Но ведь известно, что через шесть-семь месяцев после обучения и без практики теряются все навыки, полученные в автошколе. - Да, молодежь сегодня, конечно, радуется, - говорит собеседник. - Но старшее поколение относится к новым правилам с осторожностью. Ежедневно в стране на дорогах гибнет в среднем около десяти человек. И на этом фоне решение МВД тревожит. Потому я призываю молодежь не отказываться от обучения в автошколах и не надеяться на собственные силы, не рисковать своей жизнью. Лучше пройти обучение и застраховать себя от неприятностей на дороге.Шухрат ХАШИМОВ