Научить учиться
Научить учиться
Поэтапный переход на обновлённый государственный общеобязательный стандарт начнётся с этого года
Лето текущего года стало поворотным для сферы казахстанского образования: полным ходом шли курсы повышения квалификации педагогов начальной школы и учителей-предметников по программе обновленного содержания образования. Итоги этой работы в регионе были подведены в ходе недавней встречи педагогической общественности. Здесь же рассматривались актуальные вопросы и перспективы обновленного государственного общеобязательного стандарта начального образования. Своей основной целью сегодняшнее образование ставит предоставление учащимся возможности самим проектировать собственное будущее, формируя необходимые ресурсы для осуществления осознанного выбора. Но чтобы создать благоприятные условия для такого развития, педагогу самому нужно овладеть техникой новой системы обучения. По словам директора областного филиала Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» института повышения квалификации педагогических работников по Жамбылской области Галии Сыздыкбаевой, работа в этом направлении активно продолжается. С февраля по август квалификацию повысили 2692 педагога, в том числе 842 учителя начального звена, а также учителя-технологи, русского, казахского и английского языков, изобразительного искусства и музыки. Каждый из них получил учебную программу и план, педагогическое руководство, а также методические рекомендации и указания по внедрению активных методов обучения. Как отметила заведующая кафедрой дошкольного воспитания и начального обучения института повышения квалификации педагогических работников НЦПК «Өрлеу» Ляйла Темирханова, в обновленную программу начального образования включены межпредметные связи, уделяется внимание развитию критического мышления и коммуникативных навыков, и уже с первого класса школьники могут участвовать в различных исследованиях. - Международные эксперты говорят о том, что казахстанские дети имеют неплохие знания, но не всегда умеют применять их на практике. Основная задача программы как раз таки и предполагает, что ученик должен сам учиться добывать знания, начиная с первого класса. Такой работе мы и обучаем педагогов, - подчеркнула спикер. На сегодняшний день в регионе уже определены две пилотные школы, где с начала прошлого учебного года ведется апробация обновленного содержания образования - таразская многопрофильная гимназия № 41 имени А. С. Пушкина и школа-лицей № 1 села Кулан Рыскуловского района. - Конечно, мы волновались, ведь на тот момент у нас не было никаких документов, регламентирующих данную деятельность в рамках обновленного содержания образования, - поделилась директор гимназии № 41 Жамиля Торебекова. - Не сразу получили всю необходимую учебную литературу. К тому же, как выяснилось уже в процессе, не все учебные цели программы соответствуют возрастным особенностям учащихся. Хотелось бы, чтобы в дальнейшем школы могли оставлять за собой право выбирать более приемлемые учебники согласно решению, принятому на педагогическом совете. Все свои замечания мы передали в вышестоящие инстанции для изучения и теперь ждем ответа. Столкнулись педагоги-новаторы и еще с одной проблемой. Как отметила Ж. Торебекова, процесс реализации обновленного образования затрудняется, если в классе от 30 и более детей. - Новая программа предусматривает, чтобы учитель мог общаться с каждым ребенком. В таком случае в классе должно быть не более 25 человек, ведь, еще раз подчеркну, самый главный акцент делается именно на развитии практических навыков ученика, - говорит директор. Но наряду с недоработками у обновленного содержания образовательной программы есть и свои плюсы. К примеру, как отмечают педагоги экспериментальных школ, групповые или коллективные формы работ в классе только способствуют быстрому налаживания взаимоотношений между учениками, что положительно сказывается на всем процессе обучения. Таким образом, создается благоприятная развивающая среда, в которой детям нравится учиться. Более того, на задний план уходят проблемы, которые когда-то считались причиной недопонимания между родителями и педагогом. Благодаря критериальному оцениванию родителям удобно отслеживать успехи своих детей, наблюдая за тем, какие учебные цели достигнуты, а какие нет. По итогам встречи ее участники пришли к единогласному решению объединить усилия педагогов, методистов, руководителей городских и районных отделов и организаций образования области с целью оказания поддержки тем, кто только намеревается приступить к реализации обновленного содержания обучения, создав все необходимые для этого условия.Светлана ГЛАДКОВА