Железная лошадка
Железная лошадка
Несколько фактов о советском тракторе с криминальным прошлым
Удивительные, порой невероятные судьбы имеют многие музейные реликвии. За каждым экспонатом стоят история, люди, общество, государство. Речь пойдет о тракторе Харьковского тракторного завода ХТЗ, одном из самых габаритных экспонатов областного историко-краеведческого музея, который кроме солидного трехтонного веса имеет собственную криминальную историю. Но для начала небольшой экскурс в историю появления подобных машин в СССР, которые создавались как основное средство механизации сельского хозяйства. В качестве прототипа был выбран один из лучших в мире тракторов того времени американской компании International Harvester, но конструкцию несколько изменили с учетом отечественных условий, стандартов и материалов. В короткие сроки были построены два крупнейших в мире завода - Сталинградский и Харьковский - общей мощностью до 100 тысяч тракторов в год. Как и большинство пахотных тракторов того времени, ХТЗ был настоящей железной машиной, у которой даже штурвал рулевого колеса и седло тракториста были стальные, штампованные, колеса также стальные, голые, без каких-либо шин. Трактор не предназначался для езды по дорогам с твердым покрытием, керосиновый двигатель развивал мощность до 30 лошадиных сил. ХТЗ в российских деревнях называли нечистой силой и боялись его, трактор заводился вручную и очень долго, поэтому колхозники придумали новую расшифровку аббревиатуры ХТЗ: хрен трактор заведется. У нас, в Казахстане, всю самодвижущуюся технику, начиная с паровоза, называли шайтан-арба. Находящийся сегодня в музее трактор был собственностью одного из кордайских совхозов и не мог быть передан в личное пользование. ХТЗ долгое время стоял под открытым небом, был сильно изношен и ремонту не подлежал, да и погода сделала свое дело. Неизвестно, что стало бы с ним в то время: в лучшем случае растащили бы по запчастям, в худшем - сдали на металлолом. Но благодаря тогдашнему директору музея Кузембаю Байбосынову и при содействии руководства района трактор удалось сохранить, а после реставрации специалистами предприятия «Райсельхозтехника» Свердловского района в 1986 году он был передан областному музею и доставлен в Джамбул. Однако с приходом рыночных отношений и повсеместной приватизации наследник того самого механизатора, который работал на тракторе в 1950-х годах, вдруг заявил права на ретротехнику и средь бела дня, во время обеденного перерыва, загрузил трактор в грузовую машину и был таков. Причем он выставил условие - экспонат он вернет только в случае обмена на новые «жигули». В фондах областного музея до сих пор хранится копия искового заявления от 29 июля 1992 года директора музея Кузембая Байбосынова на имя народного судьи Курдайского района с просьбой принять меры в отношении жителя участка Согынды Курдайского овцесовхоза и вернуть трактор законному владельцу, то есть Жамбылскому областному историко-краеведческому музею. В итоге после вмешательства правоохранительных органов справедливость восторжествовала, трактор вернулся в музей. У Кузембая Байбосынова было много проектов относительно пополнения музейного фонда и построения новых экспозиционных залов и музеев. Некоторые проекты осуществились, другие он не смог довести до конца. Благодаря ему горожане и гости города с интересом изучают музей древнетюркской письменности и каменных изваяний, единственный не только в Казахстане, но и на всем постсоветском пространстве. Вот только не осуществилась мечта К. Байбосынова об открытии музея сельхозорудий, где центральное место обязательно заняло бы изделие Харьковского тракторного завода. В завершение хотелось бы отметить, что первый трактор СТЗ 15/30, сошедший с конвейера Сталинградского тракторного завода, экспонируется в Музее современной истории России в Москве. Наш трактор ХТЗ как память о первых тракторах Советского Союза интересен как взрослым, так и детям, посетители любят фотографироваться на его фоне, а молодежь обязательно делает селфи на память.Эльма ДИЛЬДЕБАЕВА, заведующая научно-методическим отделом областного музея