Создаём индустрию путешествий
Создаём индустрию путешествий
План продвижения туристического кластера обновлён
Проблемы развития туризма обсуждены на аппаратном совещании с участием главы региона Карима Кокрекбаева. На встрече заинтересованных сторон было продекларировано, что отрасль является одним из приоритетных направлений развития местного предпринимательства, однако этот сектор экономики нельзя пока назвать устойчивым. Как сообщили спикеры, каждый иностранный турист, посещающий нашу область с шестидневным визитом, в среднем оставляет здесь 800 долларов США. В обслуживание одного путешественника может быть вовлечено в среднем 11 человек. Это вклад в местную экономику и благосостояние людей. Жамбылская область включена в государственную программу «Возрождение исторических центров Шелкового пути: сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма». Что может привлечь сюда гостей? Руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Болат Есимбеков считает, что в регионе есть все возможности для развития культурно-познавательного, экологического, экстремального, делового, оздоровительного и других видов путешествий. - Сегодня функционируют 43 турфирмы, юрточный городок, семь зон отдыха, 10 детских оздоровительных лагерей, пять санаторно-курортных здравниц с уникальными лечебными грязями и минеральными водами, - раскрывает он местный потенциал. По итогам шести месяцев текущего года едино-временная вместимость всех гостиниц составляет 2733 койко-мест. Ими обслужено 43254 человека, оказано услуг на 440,8 миллиона тенге, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 4,4 процента. Однако аким области заметил, что у нас все еще не хватает четырех- и пятизвездочных гостиниц. - По государственной программе «Дорожная карта бизнеса-2020» региональным координационным советом были рассмотрены и субсидированы семь инвестиционных проектов по строительству и реконструкции гостиниц на 512 миллионов тенге. Подписан меморандум о сотрудничестве между акиматом Жамбылской области и АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» по вопросу выделения средств по 250 миллионов тенге с обеих сторон для поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере туризма региона, - уточнил Б. Есимбеков. Глава управления, курирующего туризм, также отметил, что на сегодняшний день остро стоит вопрос подготовки кадров для отрасли, в особенности гидов-переводчиков. В результате переговоров с ТарГУ была достигнута договоренность о создании на базе вуза отдельной дисциплины по подготовке этих специалистов. Искандер Торбеков, представляющий Жамбылскую ассоциацию туристской индустрии, обратил внимание на то, что местные толмачи должны уметь точно переводить узкоспециальную лексику, термины, связанные с историей и архео-логией. Недавно японские гости жаловались на их некачественную работу, и это надо учитывать. В текущем году для развития въездного туризма в рамках подписанного меморандума между Казахстаном и Китаем ведутся работы по приему жителей Поднебесной. Для гостей и участников выставки ЭКСПО-2017 разработаны специальные маршруты, охватывающие не только нашу область, но и близлежащие регионы. В перспективе для восстановления культурных связей на Великом Шелковом пути планируется связать эти маршруты с соседними государствами - с Кыргызстаном и Китаем. Делаются шаги и для развития экстремального туризма. По инициативе заместителя акима области Тимура Жанке представители федерации рафтинга Казахстана обследовали реку Меркенка и пришли к выводу, что здесь можно организовывать спортивные сплавы на надувных лодках. Интересное направление для любителей экстрима - парапланерный спорт - тоже перспективный вид экологически чистого туризма. Участники совещания были проинформированы и о состоянии дел со строительством вдоль автотранспортной магистрали Западная Европа - Западный Китай многострадальных комплексов придорожного сервиса. Мы уже писали о том, что в Байзакском районе КПС категории «В» ТОО «ТауДос» с марта прошлого года уже оказывает сервисные услуги. Завершение строительства остальных восьми планируется к 2018 году, к тому же времени предполагается создать 360 новых рабочих мест. Напомним, что сроки сдачи этих объектов все время откладывались. К сожалению, трудно согласиться с прозвучавшим утверждением главы управления о том, что за последние годы особое внимание уделяется развитию детско-юношеского туризма. Как минимум в течение последних полутора лет не проводились ставшие было традиционными весенние экспедиции «Моя Родина - Казахстан», пропускались и осенние туриады. А ведь в них участвовали сотни детей и взрослых. Правда, на этой неделе все-таки решено провести сразу и то и другое. Торопливость, с которой все это делается, просто удручает. Тендеры постоянно проводятся в последний момент. Редакция «Знамени труда» также подняла еще одну проблему - у нас уже больше 25 лет нет станции юных туристов, в то время как в других областях они существуют. Карим Кокрекбаев был удивлен этому факту. Он предложил рассмотреть возможность открытия такой станции. Это необходимо сделать хотя бы потому, что мы уже теряем старых опытных инструкторов, которые могли бы поделиться с подрастающим поколением своими бесценными знаниями по выживанию в экстремальных горных условиях и подготовить молодых инструкторов. Глава региона также согласился с позицией «Знамёнки» о необходимости регулярного проведения горных экспедиций и туриад в начале и конце турсезона и распорядился учесть этот момент. Директор региональной палаты предпринимателей Карлыгаш Аралбекова поделилась планами по развитию туристического кластера. В частности, она отметила что совместно с акиматом и ассоциацией туристической индустрии Жамбылской области на долгосрочную перспективу разработана и утверждена решением областного маслихата «Дорожная карта развития туризма Жамбылской области». Она подразумевает создание рабочей группы, которая будет составлять смету для проведения инфраструктуры к местным достопримечательностям, а также санкционировать открытие санузлов, объектов общепита, торговых точек с сувенирной продукцией. Планируется развивать событийный туризм, создать город мастеров и запустить брендовые одно- и двухэтажные автобусы для экскурсий по городу. В ближайшее время управление предпринимательства объявит конкурс на создание туристического веб-сайта о местных достопримечательностях. Также создается информационный центр Жамбылской области «Тараз-Туризм», который будет нести полную ответственность за продвижение отрасли на международном и внутреннем рынках. В функции центра будет входить обеспечение полного спектра услуг - от регистрации гостя до подбора интересных ему маршрутов. На разработку сайта, рекламной продукции и создание туристического информационного центра в области из бюджета выделяется 41 миллион тенге.Елена ЕФИМОВА, Виктор БАРБАШ (фото)