…И дух непокорности витал над степью
…И дух непокорности витал над степью
События начала ХХ века требуют серьёзного осмысления
Ровно 100 лет прошло со времени кровавых событий, охвативших казахскую степь и земли Средней Азии. Казалось бы, все об этом уже сказано, официальная оценка содержится в учебниках истории. Но что-то снова заставляет неравнодушных людей обратиться к трагедии столетней давности. Этой теме была посвящена и научно-практическая конференция, состоявшаяся на минувшей неделе в Таразском государственном педагогическом институте. Конференции бывают разные. Нашему брату, журналисту, часто приходится бывать на подобных мероприятиях. Одни из них проводятся очень помпезно, а по содержанию зачастую оказываются пустышками, ничего от них в памяти не остается. Другие бывают выдержаны в определенных рамках: вроде бы и правильные речи на них говорятся, но остается какая-то неудовлетворенность, уж очень все официально, без живых мыслей и суждений. Конференция, состоявшаяся в ТарГПИ, понравилась многим ее участникам. Редко когда услышишь такие откровения из уст именитых историков. С трибуны звучали не заранее заготовленные доклады с общеизвестными фактами, а речи, наполненные глубоким философским смыслом и личностным сопереживанием. Доктор исторических наук, профессор Талас Омарбеков считает, что восстание казахов в 1916 году нельзя рассматривать в отрыве от событий, предшествовавших ему. И до 1916 года в степи было неспокойно: народ проявлял недовольство политикой царской России, направленной на захват земель и постепенную русизацию коренного населения. Недовольство выливалось в бунты и кровопролитные конфликты. Известны, к примеру, протестные выступления албанов, найманов и других казахских родов. Да и самим восстанием 16-го года был охвачен не только Тургайский край Казахстана. Пламя народного гнева вспыхивало повсеместно, в том числе и в Семиречье. События 1916 года историки называют по-разному. Одни говорят, что это была революция, другие сравнивают их с войной. Талас Омарбеков с подобной трактовкой не согласен. - По своему масштабу, по целям и по движущим силам это было национально-освободительное движение казахского народа. Причем царский указ от 25 июня 1916 года о мобилизации мужского населения азиатских окраин России на тыловые работы стал лишь последней каплей в череде притеснений и несправедливой колониальной политике царизма. Примечательно, что вместе с казахами выступали проживавшие рядом с ними узбеки, уйгуры, дунгане. В отрядах ополчения, как свидетельствуют документы, были и переселенцы с Украины, - отметил оратор. По мнению историка, население Казахстана с воодушевлением встретило февральскую революцию 1917 года, но не поняло, для чего совершалась еще одна - октябрьская революция. Все последующие годы были полны трагизма и противоречий. Многие указы большевистского правительства шли вразрез с интересами казахского народа. И казалось бы, подавленное национально-освободительное движение возродилось вновь. Но теперь оно было направлено против советской власти. Большевики сделали все возможное, чтобы внести в него раскол. При этом в дело шли провокации и измышления. Был распущен слух, что к убийству активного участника восстания 1916 года, а впоследствии борца за новую власть Амангельды Иманова причастны лидеры Алашординского правительства. События, связанные с гражданской войной в Казахстане, с коллективизацией, еще требуют глубокого изучения и осмысления. При этом важно учитывать, что дух свободы, витавший над казахской степью в 16-м году, не покинул ее. Оставшиеся в живых участники тех кровавых событий не желали быть под гнетом большевиков. За свободу и правду отдали свои жизни многие славные сыны Отечества, в том числе и Кейки батыр, изрубленный красноармейцами за свою непокорность. Этот дух справедливости и свободы вывел на площадь казахскую молодежь и морозным декабрем 1986 года. Интересным было и выступление директора Государственного института истории Буркитбая Аягана. Он, в частности, отметил, что до настоящего времени нет точных данных о количественном составе участников восстания. В различных источниках фигурируют цифры от 500 тысяч до одного миллиона человек. Невозможно сейчас установить и количество погибших при вооруженных столкновениях. - Известно лишь, что силы были неравные, - констатировал историк. - Казахи были во-оружены лишь копьями да луками со стрелами. Царские же войска использовали в боях огнестрельное оружие, в том числе пушки. Б. Аяган считает, что нашим историкам и исследователям надо глубже и тщательнее изучать архивные материалы, чтобы восстановить объективную картину того жестокого времени. Причем работа эта должна проводиться не только в крупных исследовательских центрах, но и в регионах. Не менее важной задачей является увековечение памяти участников национально-освободительного движения. Их именами должны быть названы наши улицы и школы, необходимо создать документальные фильмы о событиях тех лет, организовать научные экспедиции по местам самых крупных сражений. - В изучении своей истории мы пока что проявляем нерасторопность, отстаем от времени, - считает президент ассоциации историков Казахстана Мамбет Койгельдиев. - А тут еще технократы говорят о бесполезности изучения и преподавания истории, мол, вузы должны готовить только квалифицированные кадры для конкретных отраслей. И вот уже дело доходит до того, что в вузах будет изучаться только новая история начиная с ХХ века. Но что толку от инженера, который не знает своего прошлого, своих корней, у которого не развито чувство родины? «История должна быть на первом плане. Нельзя допускать к власти людей, не знающих историю» - эти справедливые слова принадлежат одному из лидеров кубинской революции Хосе Марти. Актуальны они сегодня и для нас. Мы должны знать правдивую историю своего Отечества, без ремарок и конъюнктурных поправок. В противном случае нам не избежать опасной тенденции, ведущей к манкуртизму. Задача состоит также в том, чтобы правильно преподавать эту важную науку, формировать у молодого поколения гражданский дух, дух патриотизма. По мнению историка, многие из нас сегодня мыслят категориями и понятиями, вложенными в наше сознание еще в советское время. Как-то сказали нам на официальном уровне, что первыми просветителями казахов были Абай Кунанбаев и Чокан Валиханов, мы и приняли это как аксиому. Никто не отрицает огромных заслуг этих великих сынов казахского народа перед Отечеством. Но надо признать, что они были подвластны обстоятельствам своего времени, не имели каких-либо административных рычагов для реализации своих идей и мыслей. Если говорить правдиво, то первыми настоящими просветителями народа были лидеры Алашординского правительства. Это они создали казахский алфавит, начали открывать школы, издали первую общенациональную газету, приступили к реализации социальных реформ в интересах своего народа. Но Алашская автономия была разгромлена большевиками. Вместо нее по всему Казахстану были созданы советские органы, которые безоговорочно выполняли директивы Москвы. Власть эта де-юре была незаконной. И об этом тоже надо говорить сегодня на уроках истории. - Мы должны мыслить независимыми категориями, отряхнуться от догм и стереотипов, затуманивших наше сознание, - подчеркнул ученый. - Нельзя забывать о том, что до обретения независимости казахи находились на грани исчезновения как нация, потому что растеряли свои духовные ценности - религию, язык, традиции. Настало время собраться с мыслями, пробудить в себе гражданское сознание. К сожалению, до сих пор наша интеллигенция то и дело озирается по сторонам, не может определить свою четкую позицию по тем или иным вопросам исторического прошлого, - сказал М. Койгельдиев. Выступили на конференции и представители местной интеллигенции. Ветеран журналистики, а ныне архивист Макулбек Рысдаулет поведал о том, как жестоко расправлялись колонизаторы с местным населением. - Документы тех лет свидетельствуют о бесчеловечном отношении царских властей к народам Казахстана и Средней Азии. Они не жалели ни детей, ни женщин, ни стариков. Отдельные солдаты и офицеры русской армии иногда охотились за людьми и убивали их ради забавы. Это тоже исторические факты, наша с вами история, о которой мы должны знать, - сказал он. Участники конференции выразили благодарность ректору ТарГПИ Дарие Кожамжаровой за организацию столь интересного мероприятия. По ее словам, институт готовился к конференции основательно и серьезно. Был собран и обобщен большой материал, связанный с событиями того исторического периода. Он лег в основу тематической монографии, презентованной на конференции. - Примечательно, что 100-летний юбилей национально-освободительного движения совпал с 25-летием независимости Республики Казахстан. Вся наша история, как справедливо заметил Президент страны Нурсултан Назарбаев, - это история объединения, история борьбы за свободу и независимость. Мы должны помнить всех своих героев, бесстрашно боровшихся за святое дело, - сказала Д. Кожамжарова.Говорят участники конференции
Мамбет КОЙГЕЛЬДИЕВ: - Чтобы двигаться вперед, мы должны осмыслить уроки истории, пробудить в себе гражданское сознание. К сожалению, до сих пор наша интеллигенция то и дело озирается по сторонам, не может определить свою четкую позицию по тем или иным вопросам исторического прошлого. Талас ОМАРБЕКОВ: - Национально-освободительное движение 1916 года нельзя рассматривать в отрыве от событий, предшествовавших ему. И ранее народ проявлял недовольство политикой колонизаторов. Дух справедливости и свободы проявился в выступлениях казахских патриотов и при новой власти - в 20-е годы, а также в декабре 1986 года. Буркитбай АЯГАН: - Силы противоборствующих сторон были неравными. Если карательные войска имели хороший опыт боевых действий, обладали огнестрельным оружием, то повстанческие отряды состояли в основном из необученных военному делу скотоводов, а главным оружием у них был лук со стрелами. Дария КОЖАМЖАРОВА: - На юге Казахстана самым крупным и кровопролитным было восстание в Мерке и близлежащих населенных пунктах - Ушбулаке, Корагаты, Чалдоваре. Не желая исполнять указ колониальной власти, повстанцы начали нападать на представителей царской администрации. Одним из активных предводителей восставших был Аккоз Косанов, под его началом воевали около 13 тысяч человек.Хроника смутного времени
- 11 июля 1916 года на жайлау Каркара в Алматинской области состоялся съезд 16 волостей, на котором было принято решение о неподчинении царскому указу. «Пусть лучше погибнут старики, чем погибнут дети», - единогласно решили старейшины. Восстание в Каркаре возглавили Узак Саурыков и Жаманке Мамбетов. Среди активных участников событий следует отметить Турлыкожу, Аубакира, Бекдайыра. Земля ежегодной Каркаринской ярмарки, место праздника и веселья, превратилась в кровавое поле боя. Предгорья Алатау, глубокие ущелья и скалы стали свидетелями одной из самых трагических и вместе с тем героических страниц нашей истории. Десятки тысяч людей погибли, многие были вынуждены бежать в Китай.
- Руководителями восстания в Жетысу стали Бекболат Ашекеев, Токаш Бокин, Али батыр. Восстание 1916 года в Жетысу было воспето народным акыном Жамбылом, который посвятил этому знаменательному событию множество произведений. Активно участвовал в восстании и певец Кенен Азербаев, который также посвятил батыру Али поэму. Песня Кенена «Булбул» рассказывает о невзгодах певца, которые ему пришлось пережить после подавления восстания, спасаясь от карательных отрядов и разделяя тяжелую участь с соратниками по оружию - кыргызами.
- Центром восстания в Жетысу стала местность Ушконыр вблизи Алматы. Восстал и народ Кордая, Отара, Чу, Мерке, окрестностей Тараза, других районов Алматинской и Жамбылской областей. Порой Чу-Меркенское восстание выделяют в отдельное. В восстание были вовлечены Турар Рыскулов и Ораз Жандосов - впоследствии видные общественные деятели Казахстана. Восстание было подавлено с особой жестокостью, аулы разорялись карательными отрядами. Имя семиреченского генерал-губернатора Куропаткина стало олицетворением жестокости царизма по отношению к народу.
- Восстание в Жетысу охватило не только юг Казахстана, но и Кыргызстан. В июле - августе 1916 года оно охватило территорию от Кара-Балты до Каракола, Чуйскую долину и Иссык-Куль. После подавления восстания тысячи людей были вынуждены бежать в Китай. Проходя через высокогорные реки, перевалы, ущелья осенью 1916 года, люди погибали от голода, холода, болезней, срывались с обледеневших гор, тонули, попадали в руки карателей.
- Дольше всего восстание 1916 года продолжалось в Торгайском крае. Оно охватило и соседние с ним регионы - Карагандинскую (Улытау), Актюбинскую (Иргиз), частично Акмолинскую и Кызылординскую области. Изначально восстание возглавили Абдыгаппар Жанбосынов и Шолак Оспанов. Впоследствии Абдыгаппар был провозглашен амиром - предводителем, а Амангельды Иманов - сардаром, то есть полководцем, военным руководителем сарбазов - повстанцев. Благословение руководителям восстания дал бий Досай. В истории повстанцы Торгая известны именно как сарбазы Амангельды. Восставшие создали свой совет - кенес. Был организован сбор оружия, введены налоги на поддержку вооруженной борьбы. Большую роль в восстании сыграли кузнецы, которые снабжали повстанцев оружием. Абдыгаппару и Амангельды удалось привлечь под свои знамена 50 тысяч сарбазов. Активное участие в руководстве восстанием приняли Алиби Джангильдин, Кейки батыр и Айжаркын Канайулы. Амангельды удалось создать не только дисциплинированное войско, но и организовать крепкий тыл, хорошее снабжение. Поэтому восстание в Торгае было наиболее успешным.
- После февральской и октябрьской революций восстание в Торгае поменяло характер. Часть повстанцев, в том числе Иманов и Джангильдин, стали воевать за установление советской власти, тогда как Кейки батыр, Абдыгаппар выступили против нее. В итоге лидеры восстания, кроме Джангильдина, стали жертвами гражданской войны. Многие из повстанцев впоследствии поднимут новое восстание - уже в 1929 году против коллективизации.
- Если в одних регионах народ в ходе восстания выступал против волостных управителей, творивших несправедливость в ходе мобилизации, то в других местах волостные и старейшины сами становились во главе восстания. Так, в Карагандинской области во главе недовольных встал Нурлан Кияшев. Недовольство проявлялось в Павлодарской области, на востоке и западе страны. В ходе подавления восстания в Урджарском районе на востоке страны много народу погибло и было вытеснено в Китай. Среди них певец Асет Найманбаев, который так и умер на чужбине. На тыловые работы были призваны тысячи человек.
Кукен ОРШАБЕКОВ, Агадил РЫСМАХАН (фото)