Земельные ресурсы стали использоваться рациональнее
Земля - наше богатство. От правильного отношения к состоянию ее плодородия, от грамотного ведения хозяйства зависит не только получение хорошего урожая, но и сохранение продуктивного потенциала, приумножение земельных ресурсов для следующих поколений. В Плане нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ Глава государства Нурсултан Назарбаев не обошел вниманием вопрос земельных отношений. В этом стратегически важном документе четко обозначены две задачи: введение в рыночный оборот земель сельхозназначения и смена целевого назначения земельных участков. Работа по их выполнению послужит укреплению государственности и вхождению Казахстана в число 30 развитых стран мира. Наша область является одним из крупных аграрных регионов, и вопросы рационального и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения имеют особую актуальность. Следует отметить, что, несмотря на реформы в сфере земельных отношений и аграрного сектора, категории земель претерпели большие изменения, резко выросло число собственников и пользователей, появились новые хозяйствующие субъекты. С 1987 - 1989 годов инвентаризация земель практически не производилась. Также устарели картографические материалы, находящиеся в обороте. Они также не обновлялись с 80-х годов прошлого столетия. Остановилась в области и работа агрохимической лаборатории. Кроме того, по причине слабой организации мониторинга за использованием земель в области ежегодно бесхозными оставались посевные площади, в том числе орошаемые. Несмотря на это, нормы Земельного кодекса, принятого в 2003 году, предусматривают формирование рынка земли. Однако до 2005 года продажей земельных участков никто не занимался, не проводилось ни одного конкурса или аукциона. Не велась и ценовая политика базовой стоимости земельных участков в соответствии с условиями рынка. Изменения, происходившие в результате реформ и приватизации государственной собственности, не отражались на земельном балансе. То есть на учете все еще находились давно уже не существующие хозяйства (колхозы и совхозы), многолетние насаждения (сады и виноградники), скверы и другие объекты. Таким образом, накопились вопросы, требующие безотлагательного решения. Среди них изготовление и утверждение генеральных планов населенных пунктов области, гарантирующих целевое использование земельных участков и соблюдение земельного законодательства, приведение в порядок инженерных ирригационно-мелиоративных систем и систем обводнения пастбищных угодий, а также защита водных источников и определение санитарно-защитных зон. На основе тщательного анализа для решения сложившейся ситуации областным управлением земельных отношений были разработаны и реализованы две программы по регулированию земельных отношений (в 2008 - 2010 и 2013 - 2015 годы). Основные показатели программ были включены в план развития Жамбылской области, и на их реализацию местным бюджетом предусмотрено 160 миллионов тенге. На 85 миллионов тенге, выделенные из республиканского бюджета в 2012 году, проведена работа по инвентаризации сельскохозяйственных земель. В 2012 году совместно с рабочими группами, созданными при городских и районных акиматах, проведен анализ состояния земельных участков, выделенных под индивидуальное строительство. В общей сложности было охвачено 21,8 тысячи гектаров земли, которые начали выдаваться в 2005 году в рамках жилищной программы. Инвентаризация земель, проводившаяся в области с 2011 по 2015 год, выявила 591,1 тысячи гектаров земель сельхозназначения и 5064 земельных участка, которые использовались не по назначению. В результате принятых мер 552,5 тысячи гектаров, или 93 процента земель, возвращены в государственную собственность. Государству также возвращены и 2182 земельных участка, выданных под индивидуальное жилищное строительство. Материалы по оставшимся 2882 участкам переданы на рассмотрение земельной инспекции. Путем разделения территорий города Тараза на отдельные районы в 2016 году удалось повысить цену за один квадратный метр земли со 181 до 1040 тенге. Проведена также работа по утверждению базовых ставок в соответствии с особенностями населенных пунктов. Учитывая расширение областного центра, были определены границы формирования транспортной и инженерной инфраструктуры, а также продовольственного пояса. Постановлением Правительства утвержден режим и порядок использования территорий, вошедших в данную категорию. Установлен порядок передачи права на землю путем приобретения ее на торгах в рамках законодательства. За 10 лет средства от продажи земли пополнили областной бюджет на 1 миллиард 231 миллион тенге. Так как область является аграрно-индустриальной, аграрный сектор имеет важное значение в экономике региона. Однако раздробленность сельхозтоваропроизводителей тормозит развитие данной сферы. По данным на 1 января 2015 года, в области официально было зарегистрировано 17898 фермерских хозяйств. У 75 процентов из земель менее 50 гектаров. Для предупреждения сегментации сельхозугодий решениями уполномоченных и исполнительных органов установлен минимальный размер выдаваемых участков. Одной из важных работ, проведенных в сфере регулирования земельных отношений, стала идентификация земель, находящихся в пользовании Министерства обороны. Постановка их на баланс проводилась на основе сел (поселков). Земельные участки выделялись на строительство заводов для ТОО «ЕвроХим-Удобрения», АО «Химический парк «Тараз», ТОО «Talas Investment Company», размещение альтернативных источников энергии и других инвестиционных проектов. Были проведены работы по выделению земель под строительство автомагистрали Западная Европа - Западный Китай, газопровода Казахстан - Китай и Балхашской теплоэлектростанции, а также по укреплению границы с соседней Кыргызской Республикой протяженностью 716 километров. В ближайшем будущем управление планирует завершить инвентаризацию земель, многолетних насаждений (садов и виноградников), промышленных территорий города Тараза и объектов малого и среднего бизнеса. Также будут подведены итоги работы по определению резервных земель, находящихся в государственной собственности. Это позволит ввести в оборот все внутренние резервы. Управлением с начала текущего года ведется разъяснительная работа по законам, принятым в рамках реализации пяти институциональных реформ. Особое внимание уделялось новым направлениям земельной реформы. Предстоит большая работа, которая послужит улучшению использования земельных ресурсов, уменьшению объемов неиспользуемых или нерационально используемых земель и стимулированию сельхозтоваропроизводителей при самостоятельном хозяйствовании на земле.Бердибек МОЛДАБАЙ, исполняющий обязанности руководителя управления земельных отношений акимата области