Махметгали Сарыбеков: «Тяга к педагогической науке у меня заложена в генах»
В суете дней почти не остается времени оглянуться по сторонам, внимательно взглянуть на окружающих, понять и по достоинству оценить их. Хорошо, что есть юбилейные даты. Такую дату сегодня отмечает Махметгали Сарыбеков - гражданин, патриот, ученый. Его не надо представлять широкой общественности. Ректора Таразского государственного университета имени М. Х. Дулати Махметгали Сарыбекова хорошо знают и в сельской глубинке, и в Таразе, и в солидных научных кругах. Знают, прежде всего, как глубоко порядочного человека, истинного патриота и, конечно же, как яркого представителя высшей школы. Накануне корреспондент «Знамени труда» встретился и побеседовал с юбиляром. Как всегда, он был правдивым и откровенным. Таким, какой и есть на самом деле - без напускного самолюбия и бахвальства. - Махметгали Нургалиевич, за плечами у Вас шесть десятков лет. Это солидный возраст, когда уже можно дать оценку пройденному пути. Как Вы оцениваете прожитые годы? - У каждого человека рано или поздно наступает такой момент в жизни, когда надо оглянуться назад. Посмотреть, каких результатов достиг, кто сегодня находится рядом. 60 лет - это возраст, когда надо давать отчет самому себе и окружающим. Вся моя жизнь прошла в системе образования и науки. Наверное, тяга к педагогике у меня наследственная, генетически заложена во мне. Ведь дед мой был учителем, учителями проработали всю жизнь и родители. Отец в 1956 году окончил Казахский государственный университет имени Кирова, мама - Казахский педагогический институт. Готовим к юбилею книгу «Әке жолымен» («Дорогой отца»). Работали они простыми учителями в селе Ангер ата (Казыгурт) Ленгерского, ныне Толебийского района Южно-Казахстанской области. Затем переехали в свой родной район, отец долгое время работал учителем, заместителем директора школы. С детства помню, что в доме всегда собирались их друзья, коллеги, говорили они в основном о работе. Все это откладывалось в моем детском подсознании, так что среда и сформировала мою будущую профессию. Поэтому я иду проторенной тропой, проложенной отцом. Иногда сравниваю себя с ним и нахожу много общего. Так же, как и он, я начал свою трудовую деятельность простым сельским учителем в селе Ванновка Тулькибасского района Южно-Казахстанской области. Проработал три года в школе имени Михаила Ломоносова, затем обучался в аспирантуре в Москве. После ее окончания был приглашен в Жамбылский педагогический институт, окунулся в педагогическую науку. Руководил рядом вузов, работал вице-министром образования и науки РК. Всегда считал и считаю, что основой профессиональной деятельности для меня была сельская школа. И своим коллегам, будучи на работе в Министерстве образования и науки, я всегда говорил, что человеку, не трудившемуся в школе, будет сложно работать, тем более руководителем системы образования. Я благодарен судьбе за то, что мне довелось поработать в сельской школе. - Ни о чем не жалеете? - Человек не может быть удовлетворен всем. Я далек от мысли, что достиг в жизни всего, реализовал все свои планы. Это просто невозможно. Наверное, надо говорить о краткосрочных задачах и о стратегических планах, которые строит каждый человек. Как человек системный, комплексный, стараюсь максимально реализовать жизненные цели и задачи, которые поставил перед собой. Что-то получается, что-то не получается. Ничто легко и просто не дается, всегда трудности бывают. Меня иногда спрашивают: «Легко ли быть ректором?» Отвечаю без прикрас: «Сложно». Это большой труд, который требует полной самоотдачи, профессионализма. До поста ректора я прошел все ступени карьерной лестницы, в разные годы работал в вузах преподавателем, доцентом, заведовал кафедрой, был деканом, проректором, и на каждом участке старался оставить заметный след после себя. Конечно, все задуманное реализовать сложно. Но всегда считал, что работать надо так, чтобы о тебе вспоминали добрым словом. Мне довелось быть ректором трех вузов. В 2001 году меня пригласили в Астану возглавить Евразийский гуманитарный институт. В то время это был один из первых частных вузов страны. Его создали в 1995 году. Работать было сложно, ведь вокруг частных учебных заведений всегда много различных разговоров, кривотолков. Но нельзя все частные вузы грести под одну гребенку. Среди них есть и хорошие, отвечающие своему предназначению. Один из них - Евразийский гуманитарный институт, в котором я проработал три года. По сравнению с государственным вузом у частного есть свои преимущества. Во-первых, он финансово независим от государства, менее консервативен и более демократичен. В нем легче реализовать принципы корпоративного управления, инновационные подходы в подборе и расстановке кадров. Без хвастовства могу сказать, что за годы моего ректорства в институте сделано очень многое: мы создали свой докторский диссертационный совет по педагогическим специальностям, начали издавать научный журнал, который вошел в перечень изданий Высшей аттестационной комиссии Республики Казахстан, наладили непрерывную систему многоуровневой подготовки педагогических кад-ров. В то время наш институт был ведущим вузом Астаны по подготовке учительских кадров. А затем была работа в Таразе. Как известно, в 2004 году был образован Таразский государственный педагогический институт. Он отпочковался из состава Таразского госуниверситета. Надо признать, что новому вузу досталось плохое наследство: очень слабая материально-техническая база, старые учебные корпуса, изношенное оборудование. В то время у многих моих коллег были сомнения: сможет ли институт состояться как самостоятельное учебное заведение? Но прошло некоторое время, и ТарГПИ встал на ноги. Этому способствовала большая кропотливая работа по подбору профессорско-преподавательского состава, восстановлению материально-технической базы, привитию в коллективе хороших традиций. Сегодня это один из лучших вузов Казахстана. С ноября 2009 года я возглавляю Таразский государственный университет. Здесь на первых порах были трудности иного плана. Это крупный вуз, махина. В университете более 800 преподавателей, полторы тысячи сотрудников. Работа осложнялась тем, что в университете существовало негласное противоборство между теми, кто ранее работал в технологическом институте, и теми, кто работал в гидромелиоративно-строительном институте. Это деление отрицательно сказывалось на отношении к работе. Надо было объединить людей общими задачами. С такой целью мы разработали стратегический план университета до 2020 года. И это сыграло свою положительную роль. Со временем в стенах университета сложился единый сильный коллектив, появился корпоративный дух. Люди стали мыслить по-новому, изменилось их отношение к работе. Конечно, говорить о том, что решены все проблемы, еще рановато. Но мы работаем над ними и уверены в успехе своего дела.Строки из биографии
- Родился 22 декабря 1956 года в селе Казыгурт Ленгерского района Южно-Казахстанской области.
- Окончил Джамбулский педагогический институт (1978 г.) по специальности «учитель физики».
- Доктор педагогических наук, профессор.
- Трудовой путь:
- учитель средней школы им. Ломоносова в селе Ванновка Тулькибасского района Южно-Казахстанской области (1978 - 1981);
- стажер-исследователь Джамбулского педагогического института (1980 - 1981);
- аспирант Научно-исследовательского института содержания и методов обучения АПН СССР (1981 - 1984);
- старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой педагогики и методики начального обучения, декан педагогического факультета, проректор по учебной работе Жамбылского педагогического института (1984 - 1996);
- проректор, старший научный сотрудник Жамбылского университета, докторант Алматинского государственного университета (1996 - 1998);
- заведующий кафедрой педагогики, проректор по УМР, проректор по учебной работе ЕНУ (1998 - 2001);
- ректор Евразийского гуманитарного института (2001 - 2004);
- ректор Таразского педагогического института (3.2004 - 11.2009);
- вице-министр образования и науки Республики Казахстан (11.2009 - 11.2012);
- ректор Таразского государственного университета им. М. Х. Дулати (с ноября 2012 года).
- Автор книг «Теория и практика экологической подготовки будущего учителя начальных классов», «Система экологической подготовки учителей», «Экология и Я», «Словарь науки», имеет более 100 научных работ.
- Женат. Вместе с супругой Жанат Туленовной вырастили троих детей.
Кукен ОРШАБЕКОВ