Инвесторы не укладываются в сроки
Примерно каждые полгода мы обращаемся к теме строительства комплексов придорожного сервиса вдоль международного транзитного коридора Западная Европа - Западный Китай. Поскольку инвесторы по-прежнему не торопятся вкладывать деньги в эти объекты, с некоторыми из них, по-видимому, придется попрощаться. По данным управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития акимата области, изначально планировалось сроительство девяти комплексов придорожного сервиса (пять категории «В» и четыре категории «С»). Несколько лет назад инвесторы были определены только по восьми комплексам. Дела, честно говоря, шли ни шатко ни валко. И вот пришло время очередной нашей ревизии проектов. Начнем ее с Меркенского района. Здесь ТОО «Lubex» изначально должно было инвестировать 1,2 миллиона долларов США в два комплекса придорожного сервиса категорий «В» и «С». Однако, как уже сообщалось, этого так и не случилось. После небольшой переписки с директором товарищества А. Пенкиным все-таки был инициирован судебный процесс по изъятию земельных участков. Следовательно, теперь строительство вообще откладывается на неопределенное время. Похоже, такая же ситуация складывается и в Байзакском районе. Возводить комплекс придорожного сервиса категории «С» там взялось АО «КазМунайГаз - переработка и маркетинг», которое выкупило для этого три гектара земли. Оно уже разработало проектно-сметную документацию на строительство АЗС, которую предполагалось разместить на одном гектаре. А на оставшихся двух партнер акционерного общества - ТОО «Тараз-Атшабар» - должен был построить другие объекты. Однако передача земли слишком уж затянулась. - Землю мы выдали три года назад, но поскольку она не использовалась, акимат решил инициировать изъятие трех гектаров, - сообщил нам заместитель акима Байзакского района Дулат Султанбеков. Между тем, по данным управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития, АО «КазМунайГаз - переработка и маркетинг» на данный момент приобретены модульные конструкции зданий операторной, навеса и ценовых стел, объявлен конкурс для привлечения инвестора, чтобы завершить строительство автозаправки. Нам остается только ждать, в какую именно сторону будет переломлена ситуация. В Жуалах уже поменялся инвестор. На смену ТОО «Тараз-АвтоТрансСервис», которое должно было построить комплекс придорожного сервиса категории «В», пришло ТОО «KazTechPromotion». В этом же районе ТОО «Бестерек» должно было построить комплекс категории «С». Но, как признаются ответственные работники в райакимате, реального инвестора для данного объекта нет. ТОО «КазТуризм» вместе со своим компаньоном ИП «Тугылшиев» вкладывает средства в строительство комплекса категории «В» в Рыскуловском районе. - Трех выделенных гектаров для реализации проекта оказалось мало. Нужно 7,5 гектара. Один гектар пришлось оформлять для водонапорной башни, которую по строительным нормам нам разрешили разместить в 300 метрах от комплекса. АЗС должна находиться на расстоянии не менее 250 метров от гостиницы, под нее пришлось выделить еще гектар земли. Три гектара нужны под возведение гостиницы, ресторана, теплых туалетов, СТО, автомойки, еще 3,5 гектара понадобятся для паркинга. Пока идут все согласования. Строительные работы фактически еще не начинались. АЗС и СТО в Рыскуловском районе должен будет построить ИП «Тугылшиев», остальные объекты - ТОО «КазТуризм», - пояснил представитель товарищества Ертис Тугылшиев. ИП «Тухиев» инвестирует в возведение двух комплексов категорий «В» и «С» в Сарыбулакском сельском округе Кордайского района, севернее транспортной развязки «лист клевера». Напомним, что реализацией проекта занимается ТОО «Благовещенка». По словам директора товарищества Умирали Варшакидзе, к земельному участку подведена линия электропередачи, установлен трансформатор мощностью 250 КВт, пробурена скважина. - Мы планируем здесь построить два теплых бокса, чтобы водители могли поставить в них свои машины, когда перевал закрыт. В планах открыть гостиницу, где водители могли бы за тысячу - полторы тысячи тенге переночевать в нормальных условиях, а не в кабине. У нас тут будет также охраняемая парковка для большегрузных и легковых автомобилей, установлено видеонаблюдение. Думаем над тем, чтобы открыть заправку автомобилей не только дизтопливом и бензином, но и организовать зарядку аккумуляторов электромобилей, потому что их число в мире быстро растет, - рассказал У. Варшакидзе. Что же касается активной фазы строительства в Кордайском районе, то она тоже фактически перенесена на следующий год. На сегодняшний день реально сервисные услуги на трассе оказывает комплекс придорожного сервиса категории «В» ТОО «Тау-Дос» в Байзакском районе, который сдан в эксплуатацию в марте 2015 года. Этот объект вырос как-то сам по себе, он не входил в первоначальный перечень инвесторов на трассе. - Мы вложили в проект 180 миллионов тенге. Комплекс расположен на площади 0,65 гектара, состоит из гостиницы на 10 номеров, кафе на 100 человек, автостоянки, магазина и пункта замены масла, недавно здесь открыли сауну - четыре номера на 20 человек. Отдельно на 0,22 гектара стоит автозаправочная станция. Благодаря реализации проекта у нас создано 30 новых рабочих мест. В сутки ТОО «Тау-Дос» оказывает услуги в среднем 50 автомобилистам. Как потеплеет, мы в любой момент можем развернуть летнюю площадку с топчанами. В планах у нас еще открыть СТО, - сообщила директор «Тау-Дос» Гаухар Туралиева. Кстати, управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития по поводу дальнейшей судьбы комплексов придорожного сервиса настроено довольно оптимистично. Из предоставленной ведомством информации следует, что завершение строительства восьми комплексов планируется к 2018 году, будет создано 360 новых рабочих мест. После стольких лет ожиданий, наверное, для этого должно произойти какое-нибудь чудо…Елена ЕФИМОВА, фото автора