Учить учиться
Учить учиться
Педагоги на верном пути
25 лет существования суверенного Казахстана стали для всех граждан страны периодом серьезной проверки и оценки достижений и своего потенциала. Четверть века спустя мы оглядываемся назад, чтобы вспомнить, с чего все начиналось, как мы строили независимость и пришли к нынешним победам. Уже в первые годы становления независимого Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев уделял существенное внимание развитию отечественного образования. Посудите сами, с 1999 года по сегодняшний день объемы финансирования сферы только в нашей области выросли в 33,7 раза, составив в 2016 году 91 миллиард тенге. Несмотря на критическое экономическое положение страны, во всех регионах стали открываться специализированные школы для одаренных детей, гимназии и лицеи. Так, в 1993 - 1994 годах начали действовать областные казахско-турецкие лицеи для одаренных мальчиков и девочек. В период с 1992 по 2000 год 19 школ получили статус гимназий и школ-гимназий, три школы - статус лицеев. Сегодня все они являются гордостью регионального школьного образования. Эффективность этих организаций образования, доказанная многолетней практикой, стала основой для расширения сети подобных учреждений, поэтому в 2000 году была создана областная школа-интернат для особоодаренных детей «Дарын». За последние 10 лет еще четыре школы областного центра получили статус школ-гимназий, речь идет о школах № 5, 12, 15, 49. В сентябре текущего года две поступательно развивающиеся школы Байзакского района - Сарыкемер и имени Н. Киикбаева открыли первые гимназические классы. Независимость стала отправной точкой для развития школ с государственным языком обучения. Так, если в 1991 году было 160 школ с казахским языком обучения, то в 2016 году их уже 314. Только в этом году мы смогли преодолеть планку отрицательной динамики контингента, превысив показатель 1991 года, когда в 406 школах области обучались 201795 детей. 1 сентября текущего года за парты сели 207455 детей. Это очень радует нас. За годы независимости в регионе было построено 138 объектов образования. Только за последние пять лет объемы финансирования, предусмотренные на эти цели, выросли в 1,4 раза. Только в текущем году в эксплуатацию введено шесть школ и пять детских садов. Невиданные темпы строительства объектов образования позволили существенно снизить остроту проблемы аварийных школ. Построено 97 школ, что позволило решить проблему 8 аварийных, 10 трехсменных школ, 12 школ с дефицитом ученических мест, 27 школ, расположенных в приспособленных зданиях. На сегодня в области аварийными признаны девять школ, в 2017 году мы планируем решить проблему трех из них. До конца 2018 года в области не останется ни одной аварийной школы. Реализация государственной программы «Балапан» позволила существенно расширить сеть дошкольных организаций. Открыто 280 учреждений дошкольного образования, построено 25 детских садов на 6520 мест. Помимо этого, в рамках государственно-частного партнерства в регионе действуют 52 детских сада и два мини-центра. Огромный сегмент образовательных услуг области занимает система общего среднего образования. В текущем году функционируют 450 школ, в том числе 363 сельские, из которых 140 школ - малокомплектные. Одним из ключевых направлений деятельности местных органов власти является системное обновление и развитие материально-технической базы школ. За период с 2011 по 2016 год было приобретено 422 кабинета новой модификации на 1,8 миллиарда тенге. Это позволило достичь определенных результатов. В частности, мы сегодня гордимся тем, что в течение последних пяти лет ученическая сборная области по результатам республиканских олимпиад и научных соревнований удерживает командное первенство. За годы независимости наши воспитанники на республиканских научных соревнованиях и олимпиадах завоевали 696 медалей, а на всемирных и международных - 373. Предметом особой гордости являются 28 медалей, завоеванных нашими детьми на всемирных олимпиадах по естественно-математическим предметам. Так, победитель всемирной олимпиады по химии 2013 года Ашим Кайрат обучается в Массачусетском технологическом институте, для него оборудована лаборатория, созданы все условия для исследовательской деятельности; Раджамов Муса, обладатель серебряной медали всемирной олимпиады по физике 2013 года, - студент университета Одту в Анкаре; Ещенкулов Нурислам, победитель всемирной олимпиады по биологии 2013 года, - студент Измирского университета; Иса Данат, обладатель золотой медали всемирной олимпиады по физике 2014 года, - студент Назарбаев Университета. Мы все были свидетелями того, как 15 июня 2015 года Глава государства вручал дипломы первым выпускникам Назарбаев Университета, среди которых были ребята из нашей области. За этими блестящими достижениями стоит труд учителей, которые годами формировали фундамент базовых академических знаний. Победой на всемирных и международных олимпиадах мы обязаны работе таких педагогов, как Озкан Ербен, Амирхан Саулембеков, Динчер Тунджай, Аскар Альжан, Нурлан Тилеукин, преподающих в областной казахско-турецкой школе-интернате для одаренных мальчиков, Андрей Сон - педагог средней школы № 31 Тараза, Елена Пак - учитель гимназии № 1 Тараза, Рауан Ошакбаев - учитель географии и истории школы-гимназии № 5 имени Жамбыла Тараза и другим. Их имена не звучат на приемах, но мы должны помнить, что за достижениями старшеклассников на олимпиадах и научных соревнованиях стоит труд десятков учителей начальной и основной школ. Ведется работа по развитию единого электронного банка одаренных детей области. Национальная общеобразовательная школа переживает период кардинальных преобразований. Начиная с текущего учебного года первоклассники обучаются по обновленному содержанию образования. С 1 сентября 2019 года предполагается полный переход на него. Начнется работа по внедрению STEAM-образования. С 2012 года ведется планомерная работа по переподготовке педагогических кадров для работы в условиях внедрения обновленного содержания обучения. Так, 15335 педагогов области прошли краткосрочные двухнедельные курсы, 5138 - курсы по вопросам внедрения обновленного содержания образования, 4077 - уровневые курсы нового формата, 460 - курсы по вопросам критериальной системы оценивания. Для обеспечения массовой переподготовки учителей региона сформирована команда тренеров из 556 учителей, прошедших уровневые курсы нового формата. Осуществляется переподготовка администраторов школьного образования на девятимесячных курсах, которыми было охвачено 142 руководителя школ. Помимо этого, ведется работа по повышению управленческой культуры руководящих кадров. Педагоги Шуского и Рыскуловского районов осуществляют активное взаимодействие с центром послевузовского образования в вопросах обучения технологии трехмерной методической системы обучения. В государственной программе развития образования на 2011 - 2020 годы за основу работы по решению проблем малокомплектных школ взята модель функционирования ресурсных центров. В период с 2011 по 2015 год ресурсные центры открыты в Байзакском, Жамбылском, Жуалынском, Кордайском, Меркенском, Мойынкумском, Рыскуловском, Таласском, Шуском, Сарысуском районах. Для материально-технического оснащения данных школ из местного бюджета выделено более 141,7 миллиона тенге. В целях реализации мер по стимулированию успешных школ, о чем говорится в 76-м шаге Плана нации, начиная с 2014 года стало традицией проведение конкурса «Лучшая организация среднего образования». В рамках конкурса областной казахско-турецкой школе-интернату для одаренных мальчиков, гимназии № 40 г. Тараза, специализированной школе для одаренных детей с обучением на трех языках, победившим в конкурсах 2014, 2015, 2016 годов, были вручены гранты в размере восьмисоткратного минимального расчетного показателя, что позволило им существенно улучшить материально-техническое оснащение школ. Для определения уровня эффективности работы общеобразовательных школ области мы второй год проводим их ранжирование. На основе совокупного результата определяются режим деятельности школ и их рейтинговый показатель. Гимназии № 45 Тараза, показавшей наивысший результат 2015 года, а также гимназии № 1 Тараза и школе-гимназии имени Г. Орджоникидзе Жуалынского района, ставшим лидерами регионального образования по результатам ЕНТ и обладателями самого высокого рейтингового показателя 2016 года, аким области вручил денежные премии в размере полумиллиона тенге. Также согласно 79-му шагу Плана нации осуществляется трансляция передового педагогического опыта Назарбаев Интеллектуальных школ. На сегодня в четырех школах области - областной казахско-турецкой школе-интернате для одаренных мальчиков, областной казахско-турецкой школе-интернате для одаренных девочек имени Айша биби, областной школе-интернате для особоодаренных детей «Дарын», областной школе для одаренных детей с обучением на трех языках - естественно-математические дисциплины преподаются на английском языке. А в средних школах Коктал и Сарыкемер Байзакского района, гимназии № 45 Тараза ведется работа по внедрению элементов англоязычного преподавания элективных курсов, в гимназии № 1 - при изучении курса физики в седьмом классе. Сейчас на базе ТарГПИ осуществляется обучение английскому языку 45 учителей естественно-научных дисциплин преподавателями ТарГУ имени М. Х. Дулати совместно с преподавателями Назарбаев Университета. В Жамбылском, Жуалынском, Меркенском, Мойынкумском, Рыскуловском, Сарысуском и Шуском районах открыты воспитательно-образовательные центры «Мәңгілік Ел». Ими организованы и проведены 124 мероприятия, охватившие 22561 учащегося школ и колледжей. Одной из основ поиска оптимальных методик воспитания, обучения и развития детей является опытно-экспериментальная работа. В области функционируют 56 экспериментальных площадок, из них три - в организациях дошкольного, 26 - школьного и 27 - технического и профессионального образования. Благодаря системной работе в этом направлении опыт дошкольных организаций нашей области признан лучшим на международном слете педагогов, состоявшемся в городе Сочи в августе 2015 года. А на международном слете педагогов дошкольного образования, состоявшемся в августе 2016 года в Кыргызской Республике, команда нашей области заняла первое место. Мы должны понимать, что только высокие стандарты академического школьного образования являются основой для вхождения нашей страны в число 30 экономически развитых стран мира. Для повышения профессиональной компетентности педагогов были проведены 323 различных мероприятия. За период с 2011 года по сегодняшний день педагогами области на международных и республиканских конкурсах и соревнованиях было завоевано 815 призовых мест. Особое место в этом ряду занимают 19 победителей самого престижного конкурса «Лучший педагог». Хочется отметить тесное взаимодействие школ с учеными Таразского государственного университета имени М. Х. Дулати, Таразского государственного педагогического института. Так, в прошлом учебном году при содействии кафедры психологии ТарГУ изданы восемь методических пособий. Сегодня наша область занимает лидирующее положение в республике по темпам открытия детских домов семейного типа. Если в 2011 году было всего три детских дома семейного типа, то в этом году их уже 13, где воспитываются 55 детей. Ведется активная работа по дальнейшему внедрению института усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Только за 2013 - 2016 годы в нашей области усыновлено 746 ребят. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их жильем - одно из ведущих направлений работы органов местной власти. За последние пять лет 277 детям-сиротам были выданы квартиры. В 1991 году в регионе функционировали четыре детских дома. Благодаря целенаправленной работе по открытию детских домов семейного типа, распространению института усыновления детей-сирот мы смогли оптимизировать работу традиционных детских домов. Сейчас в области функционирует один детский дом имени К. Сарымолдаева. В нем созданы все условия для полноценной социализации детей, благодаря чему его воспитанники находят себя в жизни. За годы независимости 294 выпускника детского дома смогли получить образование в вузах и ссузах. Например, в конце 90-х в детском доме воспитывалась Валерия Юрченко. Благодаря работе педагогов, воспитавших в ней целеустремленность и уверенность в себе, Валерия окончила физкультурный факультет ТарГПИ, занимается армрестлингом в составе сборной Казахстана среди женщин. Сейчас девушка - титулованная спортсменка, почетный гражданин г. Тараза. Выпускники начала 2000-х годов Али-Султан Семыкин и Сухраб Мадумаров сейчас являются артистами известной на всю страну группы «Мерей». Турсынай Аубакирова, покинувшая стены дома в 2006 году, окончила факультет международных отношений КазНУ имени аль-Фараби и работает переводчицей в Посольстве Ирана в Астане. Выпускник дома 2012 года Марселен Камате окончил Академию спорта и туризма. Сейчас он известный шоумен, игрок сборной юношеской футбольной команды Алматы. Многие воспитанники, повзрослев и покинув стены дома, пытаются помочь детям-сиротам. Так, воспитанница детского дома Алтыншаш Жандарбекова после выпуска стала опекуном воспитанников детского дома Алины и Карины Кудряшовых. Антон Ваструхин взял на попечение своих младших брата и сестру и вернул в семью свою маму. Отдельную категорию составляют дети с особыми потребностями. Их в области проживает 7750. Уделяется внимание максимальному их вовлечению в учебный процесс. В рамках госпрограммы развития образования им создаются необходимые условия для получения качественного образования. В области 49 колледжей, в них обучаются 26963 учащихся по 89 специальностям и 133 квалификациям. В целях подготовки квалифицированных кадров для ключевых шести отраслей экономики республики, согласно 77-му шагу Плана нации, Жамбылский политехнический колледж был отобран из 807 колледжей страны и вошел в десятку партнерских колледжей холдинга «Кәсіпқор». В заключение мне хочется отметить, что, по мнению многочисленных отечественных и зарубежных экспертов, развитие экономики в предстоящие десятилетия будет определяться ресурсами, имеющими две разные окраски: «черное золото» и «серое вещество». Мы имеем оба этих ресурса, необходимых для процветания нашей страны. Система образования является не только важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития той или иной страны, но также и стратегическим фактором выживания цивилизации, поэтому от качества труда рядовых школьных педагогов зависит будущее нашей страны.Сулушаш КУРМАНБЕКОВА, руководитель управления образования акимата области