Обычаи, которые стали забываться
Свои особенности имеет воспитание детей и у казахов. Издавна считалось, что первые 40 дней младенец наиболее подвержен влиянию злых духов, и они могут наслать на него болезни или подменить. Поэтому ребенка до 40 дней никому не показывали, кроме самых близких. И даже первые казахские колыбельные скорее напоминают заговоры, чем песни, смысл их заключается в том, чтобы обмануть злых духов и отогнать их от младенца. Есть еще традиция, которая носит название бәсіре. Часто рождение ребенка совпадает с окотом домашних животных. В таком случае жеребенка, ягненка или верблюжонка бәсіре дарят новорожденному и считают его собственностью. Говорят, будущее ребенка связано с его бәсіре. Поэтому на нем не ездят, его не режут и не продают. Наоборот, ухаживают, как за самим младенцем. Когда ребенок начинал ползать, а затем и ходить, устраивали праздники, на которые приглашались все родственники и соседи. Большое значение уделялось обряду тілашар - открывание языка. Современные казахстанцы проводят его, связывая его с походом ребенка в первый класс школы. Между тем этот обряд в старинные времена выполнялся тогда, когда ребенок только начинал произносить первые слова. Тілашар проходил в торжественной обстановке. Приглашали в гости известного своим красноречием сородича. Иногда, если была такая возможность, звали уважаемого народом бия, прославившегося своей мудростью, или шешена (оратора), острого на язык человека. Гость брал толстую ободочную кишку овцы и, сложив ее семь раз, оборачивал шею ребенка, после чего начинал легонько потягивать за концы в разные стороны поочередно. При этом он говорил малышу краткие и знакомые ему слова, вроде ата, апа или әке. Когда ребенок понемногу начинал повторять за ним, родители радовались этому и, получив бата, приглашали всех за дастархан.Айпери РЫСПЕКОВА