Правильны ли правила?
Правильны ли правила?
Возникла несуразица в регулировании транспортной системы
Недавно в материале «Не штрафуйте, мужики!» газета «Знамя труда» подняла несколько спорных, на взгляд ветеранов транспортной системы, моментов в действующих правилах дорожного движения. Руководитель областного филиала Союза водителей транспортных средств Казахстана Амантай Досмуханбетулы согласен с вопросами, которые требуют решения. Но в то же время, по его словам, спектр подобных проблем еще шире. Сегодня общественник рассказывает, что чаще всего смущает водителей.Безопасность важнее
- Амантай Досмуханбетулы, какие проблемы волнуют автолюбителей? С чем они чаще всего обращаются к вам? - Как Вы знаете, в целом по респуб-лике состояние аварийности на дорогах остается очень тревожным. По данным МВД РК, ежегодно страна теряет в ДТП более трех тысяч граждан, еще 50 тысяч получают серьезные увечья. Около 80 процентов пострадавших - это дети и люди трудоспособного, репродуктивного возраста, которые должны защищать Родину, сеять хлеб, плавить сталь, развивать народное хозяйство и поднимать демографическое состояние страны. Мы как общественная организация просим обратить внимание Правительства страны на наши предложения, которые в той или иной мере будут способствовать снижению аварийности на дорогах. Самый главный момент, который нас тревожит, - это новшество, по которому получение водительского удостоверения возможно методом самоподготовки. В вашей газете я уже поднимал данный вопрос, писал обращения в госструктуры. Но, увы, реакции никакой нет. И теперь граждане страны могут не посещать автошколы для получения водительских прав. Считаю, что этим положительных результатов по сокращению количества ДТП мы не добьемся. Понятно, что правила дорожного движения можно изучить самостоятельно по Интернету. Но в автошколах преподаватель дает не только эту информацию, но и основы безопасности, а также использует комментарии к ПДД и из другой литературы. При этом делится своим опытом. К сожалению, у нас очень часто во всех грехах обвиняли автошколы, которые готовят будущих водителей. Но ведь принимает экзамены и выдает водительское удостоверение МВД! Тогда какие могут быть претензии к автошколам? Задумайтесь: у нас ошибки совершают врачи, чиновники, которые несут потом персональные наказания. Но ведь никто при этом не пеняет на вузы, в которых они обучались. А ведь раньше со стороны МВД было инициировано другое предложение - на курсах в автошколе претенденты должны обучаться уже не полтора, а три месяца на категорию «В». Тут явное противоречие. Сначала продлеваем сроки обучения на курсах водителей, а потом считаем, что это вовсе не обязательно делать! Действительно, сегодня водителям необязательно знать устройство двигателя внутреннего сгорания, коробки передач, системы охлаждения, зажигания, питания, смазки и так далее. В этом разберутся специалисты на СТО. Но ведь водители не только должны знать ПДД и основы безопасности, но и уметь управлять автомашиной! Так вот, наше предложение заключается в том, чтобы законодательно закрепить обучение претендентов в автошколах, установить минимальную цену обучения в них на достойном уровне, а функции по приему экзаменов и выдаче водительских удостоверений передать в конкурентную среду. Тем самым мы освободим МВД от лишней нагрузки, оставив ему лишь контрольные функции.Как завалить на экзамене
- По-Вашему, гражданам не нравится процесс сдачи экзаменов в стенах спеццонов? - Сейчас в процессе сдачи экзаменов очень много нюансов, которые удивляют даже опытных водителей. В МВД не могут обратить на это внимание, потому что у них есть, на первый взгляд, более глобальные проблемы. Но ведь и здесь не мелочи - речь идет об управлении автомобилями, объектами повышенной опасности! Тут есть над чем задуматься. К примеру, в других развитых странах мира при сдаче экзамена по практическому вождению автомашину предоставляют сами экзаменуемые. То есть они приезжают на той машине, на которой учились или будут в дальнейшем ездить. У нас же в данное время во всех спеццонах имеются автомашины разных категорий, напичканные особыми датчиками, так что не только курсанты, но и водители-профессионалы с многолетним стажем не могут сдать экзамен с первого раза. Известно, что любому водителю с многолетним стажем, который садится за руль другой машины, необходимо проехать как минимум несколько километров для адаптации. С любой техникой нужно время для освоения, даже при использовании нового ноутбука, смартфона. Что получается сейчас? Не успел человек проехать километр, как все запищало - будто все сделано так, чтобы завалить экзаменуемого. Еще один момент: по новым правилам при сдаче практического экзамена на легковой автомашине (категория «В») с механической коробкой передач человек может управлять и «автоматом», и «механикой». А если же кандидат сдаст экзамен на автоматической коробке, то уже не сможет управлять «механикой». Но в то же время водительские удостоверения категорий «С» и «Д» не разделяют на механику и автомат. Так зачем же такое правило сделали для категории «В»? Опять несуразица… - Многие автошколы на грани закрытия, так как молодежь уже их не посещает. Какой шаг можно инициировать для регулирования аварийной ситуации, ведь завтра на дорогах может оказаться масса необученных людей? - Во многих развитых странах Европы и Америки для начинающих водителей существуют специальные правила. Когда во Франции и Голландии молодой человек садится за руль, то в первые 500 часов езды возле него должны находиться родители или опекуны. В Италии без определенного опыта не разрешено водить автомобили объемом более двух тысяч кубических сантиметров. Со второго года вождения разрешено управлять автомашиной с объемом до трех тысяч кубов. А у нас юноша, едва получивший водительское удостоверение, садится за руль машины с объемом три - пять тысяч кубов. Или вспомните, как было во времена Советского Союза: тем, у кого стаж за рулем составлял до двух лет, нельзя было превышать скорость 70 километров в час и находиться за рулем с 12 ночи до 6 утра. Мы предлагаем внести новую категорию - например, «Ввр» (временное) со сроком на год или два, как в других цивилизованных странах. А также внести ограничения для начинающих водителей (со стажем до двух лет) - сделать для них максимально разрешенную скорость не более 80 - 90 километров в час, запрет на вождение в ночное время суток (с 00.00 до 6.00), управление автомобилем с объемом двигателя не более двух тысяч кубов в первый год и до трех тысяч кубов со второго года вождения. А кандидатов в водители при неудачной сдаче экзамена необходимо снова направлять в автошколы для дополнительного обучения.Требуется доработать
- Но ведь многие инициативы претворяются в жизнь с той целью, чтобы как раз убрать бюрократические проволочки? - Конечно, многие инициативы претворяются в жизнь, чтобы убрать бюрократические проволочки. С этой точки зрения некоторые новшества оправданы, но не додуманы. Например, отмена доверенностей на право управления транспортом - это правильное решение, требование времени. У МВД имеется оперативная база данных на все транспортные средства, всюду есть камеры видеонаблюдения. Но вот зачем надо было «привязывать» сюда страховой полис гражданско-правовой ответственности (ГПО), нам непонятно. Водитель, которому вы доверяете управление транспортом, теперь обязан вписывать себя в страховой полис. А как быть, если ночью нужно будет доверить авто человеку? Где искать агентов страховых компаний в такое время? Это опять трата времени и денег, которая практически нивелирует отмену доверенностей. Конечно, настало время пересмотреть и «Закон о страховании» в части страхования ГПО. Страховые компании должны разделять ответственность перед водителями в полной мере, а не отчасти. Хочется обратить внимание на то, что сейчас при получении нового техпаспорта (например, в случае его утери) автолюбителей обязывают произвести оплату за регистрацию госномера. Независимо от того, будете вы менять номер или нет. Не правда ли, странно? Многие водители из принципа берут другой госномер. То же самое касается случаев, когда водитель забывает дома документы. Его штрафуют, а машину отправляют на штрафстоянку. Но сейчас есть базы данных, где все это можно проверить: есть ли у водителей необходимые документы, штрафы и так далее. Когда я приехал в Германию в 2004 году, меня встретил друг в аэропорту Ганновера. Едем к нему домой, и нас на дороге останавливает немецкий полицейский. Тут выяснилось, что друг в спешке оставил все документы дома, в кармане другой куртки. Мы, конечно, расстроились, думали, что сейчас машину водворят на штрафстоянку со всеми вытекающими. А нам еще надо было ехать более 100 километров! Но затем полицейский ввел данные авто и водителя в компьютер, сидя в служебной машине, и, убедившись, что за данным транспортом и его владельцем не числится нарушений, отпустил нас. Как приятно, когда ведомство достигает такого развития! У нас на дворе уже 2017 год, но мы по-прежнему вставляем палки в колеса водителям. Кстати, начиная с 2005 года в Казахстане начали выдавать права со встроенными чипами, где имеются все данные о водителе с указанием группы крови. Но до сих пор МВД РК не выпустило ни одного ни стацио-нарного, ни переносного устройства (терминала) по считыванию чипа. Тогда зачем они нужны в водительских удостоверениях? Считаем, что данные о группе крови необходимо просто цифрами вписывать как на водительских удостоверениях, так и на удостоверениях личности. По данным ВОЗ, основным критерием по спасению жизни пострадавших при ДТП является ускоренное определение группы крови именно при так называемом «золотом часе». Возможно, стоит внести еще одну цифру в ИИН, которая информировала бы о группе крови. Ведь среди пострадавших бывают пешеходы и пассажиры, не имеющие водительского удостоверения. Надеюсь, в МВД РК и других ответственных госструктурах обратят внимание на эти нюансы и примут срочные меры, которые в будущем повлияют на снижение аварийности в стране.Беседовал Шухрат ХАШИМОВ