В центре внимания - проект реформ
Комментарий к предлагаемой проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» редакции пунктов 1 и 2 статьи 26 Конституции Республики Казахстан Проектом Закона, вынесенным Главой государства Нурсултаном Назарбаевым на всенародное обсуждение, предлагается внести изменения в статью 26 Конституции, пункты 1 и 2 которой излагаются в следующей редакции: «1. Каждый может иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество. 2. Право собственности неприкосновенно. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. Не допускается принятие законов и иных правовых актов, ограничивающих или лишающих права собственности на имущество, приобретенное законным путем, если иное не предусмотрено Конституцией». Почему такая поправка предложена? Во-первых, на территории Республики Казахстан наряду с гражданами страны могут находиться и проживать иностранцы и лица без гражданства. При этом законодательством и международными соглашениями установлены порядок и условия нахождения иностранцев и лиц без гражданства на территории Казахстана (соблюдение визового режима, миграционного законодательства и т.д.) . Безусловно, что пребывающие в стране лица могут иметь в собственности как движимое (деньги, ценные бумаги и т.д.), так и недвижимое (здания, сооружения, многолетние насаждения и т.д.) имущество. Это имущество может быть использовано в любых не противоречащих закону целях - в личных целях, для осуществления предпринимательской деятельности. В этой связи не случайно действующая редакция пункта 4 статьи 26 Конституции также устанавливает, что «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности...». Данная норма предусматривает возможность наличия в частной собственности у каждого любого законно приобретенного имущества. Казахстан как любое цивилизованное современное государство должен обеспечивать защиту прав и законных интересов как своих граждан, так и иных лиц, находящихся на его территории. В чем выражается такая защита? Для этого надо обратиться к Гражданскому кодексу, который устанавливает, что защита гражданских прав осуществляется путем признания прав; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; взыскания убытков; признания сделки недействительной; компенсации морального вреда, а также иными способами, предусмотренными законодательными актами. К примеру, если у иностранного туриста, посещающего казахстанские достопримечательности, украли деньги, фотоаппарат и другое, то государство должно принять соответствующие меры по возврату похищенного и установлению лиц, совершивших хищение. Наряду с этим государство, предоставляя гарантии защиты права собственности, вправе требовать от собственника, в том числе иностранного, чтобы принадлежащее ему имущество служило общественному благу. Об этом сказано в пункте 2 статьи 6 Конституции. Во-вторых, предложенная в пункт 1 статьи 26 Конституции поправка не означает, что иностранцы и лица без гражданства вправе иметь в собственности любое имущество в Республике Казахстан. Это не так. Конституционные гарантии распространяются только применительно к законно приобретенному имуществу. Критерии законности приобретения имущества установлены Конституцией и законодательными актами. Если имущество приобретено незаконным путем, то соответствующая сделка по его приобретению будет считаться недействительной, а имущество должно быть изъято. Так, законодательными актами установлен целый ряд ограничений по имуществу, которое не может находиться в собственности иностранцев и лиц без гражданства. Такие запреты и ограничения, в частности, установлены в области средств массовой информации и телекоммуникаций. Такой запрет распространяется и на земельные участки сельскохозяйственного назначения, поскольку Земельным кодексом установлен однозначный прямой запрет на возможность продажи земель сельхозназначения иностранцам и лицам без гражданства. Поэтому государство не будет гарантировать для лиц, не являющихся гражданами Казахстана, право владения, пользования и распоряжения вышеуказанным имуществом и в первую очередь земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, будут приниматься меры по их изъятию из неправомерного владения. В-третьих, вопросы оборота земель регулируются в Конституции отдельной статьей 6, которая проектом закона не меняется. Поэтому замена в пункте 1 статьи 26 Конституции слова «граждане» на слово «каждый» не влечет изменения действующего правового режима права собственности на землю. Так, согласно пункту 3 статьи 6 Конституции «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». При этом пределы и условия частной собственности на землю установлены Земельным кодексом. А Земельным кодексом установлен однозначный запрет. Никоим образом не отменяется предложенными поправками и действие введенного Главой государства моратория на применение отдельных норм земельного законодательства. Этот мораторий в соответствии с Указом от 6 мая 2016 года будет действовать до 31 декабря 2021 года. Таким образом, предлагаемые поправки в статью 26 Конституции усиливают гарантии неприкосновенности права частной собственности, предусматривая, что не допускается принятие законов и иных правовых актов, ограничивающих или лишающих права собственности на имущество, приобретенное законным путем, если иное не предусмотрено Конституцией.Касымхан ТОЛЕНДИЕВ, директор Жамбылского областного филиала РОО «Общенациональное движение против коррупции «Жаңару»