Если быть актрисой, то только лучшей
Всю жизнь заслуженный деятель РК Гульшат Кыпшакова посвятила театру, став примером честного служения профессиональному долгу. Она проживала на сцене судьбу каждой своей героини, поэтому и роли получались особенными и запоминающимися. Именно ради таких артистов хочется ходить в театр снова и снова.Вещий сон
Однажды женщине по имени Нурбике приснился необычный сон: по озеру плывут белоснежные лебеди. Наблюдая за ними, она подумала: «Обычно эти священные птицы живут парами, но почему их семеро?» Одна птица очень сильно отличалась от других. Она плавала в середине, и над головой ее светился яркий полумесяц. Лебедь то превращалась в танцующую девушку, то снова в священную птицу. Она рассказала свекрови о своем сне. Та ответила, что Нурбике родит еще одну девочку. Гостивший же у них аксакал сказал, что это будет благословенный ребенок. Вскоре в семье Нусипжана и Нурбике Кыпшаковых на свет появился седьмой ребенок - девочка, которую назвали Гульшат. - Я родилась и выросла в местечке Акбулак Нарынколского района Алматинской области. Все мое детство прошло в горах среди красивых цветов и деревьев. А в горных реках свободно плавала форель. Казалось, до больших белых облаков в синем небе днем или до ярких звезд ночью рукой подать, - вспоминает родные края Гульшат-апай.Счастливая пора
Как и предрекал аксакал, Гульшат росла смышленой и талантливой. Лучше всего ей давались танцы. - Помню себя с пяти лет. Лишь только включалась музыка, я закрывала глаза и будто улетала в иной мир. Это было настоящее блаженство! Все говорили, что я танцевала очень хорошо, и ждали следующих выступлений. Но больше других очередного концерта ждала я сама. Потому что музыку сама выбирала, сама решала, в чем выступать и какой костюм сшить, как танцевать. Хореографа никакого не было. В принципе, в нем не было нужды, - улыбается Гульшат-апай. Надо сказать, что все дети Кыпшаковых пели, танцевали, умели играть на инструментах, сочинять стихи, хотя в будущем выбрали не творческие профессии. И были очень дружными. Гульшат-апай вспоминает о том, как старший брат возил ее на каток в Алма-Ату из пригорода: - Мы брали напрокат коньки любого размера - какие были, лишь бы кататься. Если они оказывались велики, то брат снимал свои носки и засовывал их в мои ботинки, а сам, чтобы не замерзнуть, бегал вокруг катка. Учитывая, что я могла кататься часами, представьте, каково приходилось моему брату? Но он никогда меня не ругал. Наоборот, все меня баловали.Моя стезя
Несмотря на то что многие советовали ей поступать в медицинский вуз, после школы Гульшат поступила в Алма-Атинский театрально-художественный институт, который сегодня именуется Казахской национальной академией искусств имени Темирбека Жургенова. Выбор был осо-знанный. Другой профессии она для себя и представить не могла, потому что без памяти была влюблена в сцену. Ей посчастливилось обучаться у народных артистов СССР Шолпан Жандарбековой и Асанали Ашимова. Именно они на приемном экзамене разглядели в толковой, все схватывающей на лету девочке актрису широкого диапазона. - На творческом экзамене, что бы я ни начинала делать - петь, танцевать или читать монолог, меня все время прерывали. А потом поблагодарили и отправили ждать оценок. Если честно, думала, что не прошла, - вспоминает Г. Кыпшакова. - Даже когда парень, сдавший экзамен после меня, сказал, что конкурсная комиссия хвалила меня и говорила, что я рождена, чтобы стать актрисой, я не верила. Оказалось, зря… Получив образование, молодая актриса по распределению попала в Джамбулский областной казахский драматический театр. В первый же день ее появления директор театра Турар Дуйсебаев со словами: «Давно не могу поставить «Отелло», не было актрисы на роль Дездемоны» - вручил ей пьесу Шекспира в переводе М. Ауэзова. Так Гульшат, не успев даже оглядеться в театре, получила первую роль. - На роль Отелло был приглашен актер Алма-Атинского академического театра имени Мухтара Ауэзова Ыдырыс Ногайбаев. Я даже ничего не играла, просто вела себя по ситуации. Я была юна, красива и искренна... Такой, какой должна была быть Дездемона, - вспоминает Гульшат-апай. Юная актриса могла выступать в любом амплуа, но все же лирические роли были ей ближе всего. Одной из ее главных стала роль Айша-биби в одноименном спектакле режиссера Аскера Кулданова. После этой роли ее в народе так и прозвали - Айша-биби. Красавица Айша является символом красоты и любви. В творческой биографии Г. Кыпшаковой более 60 ярких и запоминающихся ролей. На сцене она пережила судьбу Енлик в пьесе «Енлик-Кебек» и Айман в «Айман-Шолпан» Мухтара Ауэзова, шекспировских царицы Титании из пьесы «Сон в летнюю ночь» и Офелии из «Гамлета», леди Анны из пьесы «Ричард III». Чего только стоит образ Жер-Ана (Земля-мать) в постановке по пьесе Чингиза Айтматова «Ана-Жер-Ана»! Ее актерский потенциал позволял играть в одном спектакле сразу несколько ролей. Например, в постановке режиссера А. Дуйсебаева «Қыл көпір» она одновременно играла старика, 16-летнюю девушку и старуху. Ее не только зрители, даже коллеги не узнавали. Это высшее актерское мастерство! Об этом наперебой писали периодические издания. Гульшат Кыпшакова всегда трепетно относилась к партнерам и окружающим ее людям. Никогда и ни с кем не конфликтовала. Все прощала ради сцены, ради любимой профессии. - Всегда нужно беречь сердце и хранить в нем лишь добрые чувства. Я не играла роли, а жила ими. Я была «виновата» лишь в том, что всегда была главной, - говорит актриса. - По натуре я человек дела. Сидеть и ждать с моря погоды - не для меня. Я падала много раз, но не боялась начинать все с нуля. На вопрос, есть ли роли, о которых она мечтала, Гульшат-апай ответила: - Я без сожаления оглядываюсь назад, потому что состоялась как актриса. Я сыграла почти все главные, центральные роли. И не подумайте, что все легко удавалось. Даже если это были эпизоды, они были значимыми. В молодости всегда хотела оживить сакскую царицу Томирис, шекспировскую Джульетту, чуть позже Клеопатру. Но это не удалось. Эти спектакли до сих пор не поставлены в нашем театре. Актриса особо отмечает и то, что ей посчастливилось работать с выдающимися режиссерами и участвовать во многих международных и республиканских театральных фестивалях, лауреатами и призерами которых она становилась.Семейные узы
Кстати, спутника жизни Жумахана Абдыкадырова она тоже встретила благодаря своей профессии. Его имя также известно многим, он является поистине батыром отечественного искусства: снимался в кино, играл в театре. Особенно хорош был Жумахан-ага в роли знаменитого батыра Баяна в одноименном фильме. Эти двое - трудолюбивая, требовательная и решительная Гульшат и мягкий Жумахан - идеально подходят друг другу. От красивого союза родились красивые дочери - Асель и Анель. В 1994 году во время гастролей Жумахан-ага попал в автокатастрофу. Полученные травмы на некоторое время приковали его к постели... Г. Кыпшаковой пришлось работать на трех работах, чтобы прокормить семью, выучить детей и вылечить мужа. Пережить тяготы жизни помогала любимая сцена - подруга, как выразилась актриса. С особой благодарностью и любовью в этой семье относятся к Президенту страны Нурсултану Назарбаеву, который помог с лечением Жумахана-ага.Эпилог
Недавно мы узнали, что в этом году актриса собирается уходить на заслуженный отдых. И расставание со сценой для нее очень болезненно. - Сцена не терпит неискренних людей, хоть и талантливых, но лентяев. Не терпит самолюбивых и недисциплинированных. Хочется, чтобы это понимала и помнила нынешняя молодежь, - говорит Г. Кыпшакова. Гульшат-апай планирует заняться общественной деятельностью. Ее волнуют проблемы инвалидов. Возможно, она продолжит работу с талантливой молодежью. Как бы там ни было, все, за что берется Гульшат Кыпшакова, имеет большой успех и огромный результат. И ее имя уже вписано золотыми буквами в историю культуры нашей страны.Айжан АУЕЛБЕКОВА,
фото из архива Гульшат Кыпшаковой