Новости

Клиент всегда прав

Клиент всегда прав

Теперь жаловаться станет проще

О защите прав потребителей в последнее время приходится говорить все чаще и чаще. Что поделать, если в погоне за легкой наживой поставщики услуг и товаров порой не гнушаются сомнительными методами.  Как граждане защищают свои права и чем в подобных ситуациях им можно помочь? Об этом беседа с руководителем отдела городского управления по защите прав потребителей Нурсулу Аймурадовой. - Как сегодня можно охарактеризовать ситуацию с правами потребителей в нашей области? - К сожалению, приходится констатировать, что их права все чаще нарушаются. Например, в торговых центрах и интернет-магазинах, в которых возникают проблемы с пищевыми продуктами, купленной одеждой и обувью. Эти товары пользуются спросом, с ними, соответственно, связано и больше проблем. К примеру, в прошлом году в управление по защите прав потребителей поступило 20 жалоб. В текущем году уже имеется четыре жалобы на бытовую технику и одна - на приобретенный корсет. И речь идет только о зафиксированных нами фактах. На самом деле подобных случаев в разы больше, поскольку далеко не все граждане находят время для подачи заявления и последующих разбирательств. Многие предпочитают обращаться по телефону, получая консультации и разъяснения. К примеру, жалуются на то, что в супермаркетах и магазинах на витрине указана одна цена товара, но кассир пробивает совершенно другую. Продавцы объясняют это тем, что не успели поменять ценники. В данном случае идет явное нарушение ваших прав. Ведь согласно новым законам, теперь покупатель вправе оплатить за товар ту сумму, которая была указана на ценнике. За обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара и услуг или иной обман потребителей предусматривается административная ответственность в виде штрафа. - В магазинах часто можно встретить надпись «Проданный товар возврату или обмену не подлежит». Возникает вопрос: почему? Ведь общеизвестно, что покупатель вправе обменять купленный товар в течение определенного времени… - Действительно, на самом деле продавец или изготовитель обязаны обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара в течение тридцати календарных дней со дня его приобретения. Если он надлежащего качества, не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы и ярлыки, то отказать вам не вправе. Желательно, чтобы при себе был документ, подтверждающий факт приобретения продукции. Однако существуют определенные категории товаров, которые обмену и возврату не подлежат. Перечень их небольшой, запомнить несложно. Это животные, растения, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, нательное белье, чулочно-носочные и метражные товары (ковровые изделия, ленты, кружева, тесьма, провода, шнуры, кабель, линолеум и так далее). Приобретая их, потребителю нужно быть очень бдительным, иначе придется потратиться еще раз. Продавец их вряд ли обменяет, и он будет прав. - В большинстве наших магазинов, как правило, не дают фискальных чеков. Что делать в этом случае? - Если у гражданина нет документа, подтверждающего факт приобретения товара, это не лишает его права подать жалобу. Можно ссылаться на свидетельские показания, а также документы и другие средства - фото или видеофиксацию, сделанные в момент покупки или разбирательства. Я призываю всех изучить основной документ в этой сфере - Закон «О защите прав потребителей». Из него граждане узнают о том, в каких ситуациях и как можно отстаивать свои права. - Еще один вопрос, которым часто задаются наши граждане: имеет ли право охрана супермаркета проверять сумку покупателя в случае возникших подозрений? - Действительно, это очень важный вопрос. Мне хотелось бы предупредить всех потребителей: в магазинах и супермаркетах охранники не имеют права требовать к осмотру личные вещи покупателя и тем более удерживать граждан силой. Личный досмотр, согласно законодательству, могут совершать только сотрудники полиции, причем в присутствии понятых. Охранник может лишь вызвать стражей порядка. Более того, потребитель не обязан оставлять вещи в ячейках для хранения, и охрана или администрация магазина не вправе заставлять сделать это. Если все же вы сдаете сумку в сейф, то магазин должен заключить с вами договор о безвозмездном предоставлении услуг хранения, и это должно быть прописано во внутреннем уставе магазина. В этом случае охрана обязуется присматривать за вещами. Поэтому в случае пропажи отвечать придется владельцам объекта, даже если у них написано, что они «не несут ответственности за сохранность вещей».

Лола НУРМАТОВА