Инновации должны улучшать качество жизни
Роль науки в казахстанском обществе кардинально изменилась с принятием 18 февраля 2011 года Закона Республики Казахстан «О науке». За прошедшие шесть лет создана принципиально новая модель управления наукой, позволившая оптимизировать функции всех ключевых участников научной системы, четко разграничив стратегические, административные и экспертные функции. А самое главное, была значительно усилена роль ученых по всей вертикали принятия решений. В качестве коллегиального органа принятия решений по приоритетным направлениям науки созданы пять национальных научных советов: рациональное использование природных ресурсов, переработка сырья и продукции; энергетика и машиностроение; информационные и телекоммуникационные технологии; науки о жизни; интеллектуальный потенциал страны. Их состав сформирован из числа казахстанских и зарубежных ученых, представителей государственных органов, национальных компаний и бизнес-структур. Национальный научный совет принимает решения о финансировании проектов (программ), дает оценку научной новизне, научно-техническому уровню, перспективности предлагаемых программ и проектов, оценивает потребности республики в новых научных направлениях, осуществляет конкурсный отбор по фундаментальным и прикладным исследованиям и мониторинг результативности проводимых научных исследований. Решения этих советов о финансировании научных проектов подлежат обязательному исполнению уполномоченными органами. В целом новая система управления наукой значительно упростила процедуру прохождения и рассмотрения научных проектов и программ, заметно повысилась роль научного сообщества в принятии решений. В конечном счете положительно изменился статус ученого в казахстанском обществе. За прошедшие шесть лет была введена новая система финансирования науки. Четко разграничены источники финансирования содержания государственных научных организаций (базовое финансирование) и самих научных проектов (грантовое и программно-целевое финансирование). Нововведением является базовое финансирование, позволившее обеспечить для государственных и приравненых к ним научных организаций и вузов расходы на инфраструктуру, коммунальные платежи, административные расходы, оплату административного и обслуживающего персонала, информационное обеспечение и другое. Грантовое финансирование направлено на развитие научных исследований и повышение их конкурентоспособности. Это позволило существенно продвинуться к интеграции в мировое научное пространство и обеспечить высокий уровень мобильности ученых. Изменения в законодательстве в области науки открыли новые возможности для проведения научных исследований. Так, в настоящее время научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы выполняют 392 научные организации, в том числе 245 научно-исследовательских институтов. В них работают более 25 тысяч научных сотрудников. Ученые страны имеют доступ к мировым информационным ресурсам. Подписаны лицензии и соглашения с крупнейшими зарубежными компаниями и издательствами Thomson Reuters, Springer, Elsevier. Укрепляется кадровый потенциал науки, в 1,5 раза увеличилась доля ученых в возрасте до 35 лет. Значительными стимулами для ученых стали Государственная премия в области науки и техники, шесть именных премий Министерства образования и науки Республики Казахстан, государственные научные стипендии. Приведенная мной положительная динамика, отражающая современный статус науки в Казахстане, вовсе не означает, что у нас нет проблем в этой сфере. Важнейшей проблемой остается внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Наука нужна не только для статьи, монографии или диссертации, она должна положительно влиять на качество жизни населения. Мировой опыт показывает, что самый эффективный способ вывода научно-исследовательских разработок на рынок - это коммерческое сотрудничество между всеми участниками процесса создания и внедрения научных разработок и изобретений. В плане развития связи науки с инновационным процессом представляет интерес проект «Коммерциализация технологий», который реализован в Казахстане совместно со Всемирным банком. В его рамках нам предоставлен заем на сумму 13,4 миллиона долларов США, при этом софинансирование из республиканского бюджета составило 61,6 миллиона долларов США. Главная цель проекта - показать на примерах конкретных исследований, как организовать казахстанскую науку, чтобы она изначально была ориентирована на востребованный результат и коммерческую значимость исследований. В 2015 году данная программа была успешно завершена. Реализованы 65 научных проектов, заключены 6 лицензионных соглашений. В 64-м шаге Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ предусмотрена разработка Закона «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности». Этот закон, который ждали казахстанские ученые, был принят 18 октября 2015 года. Но вопросы внедрения результатов научных исследований в конкретное производство встречали ряд трудностей. Во-первых, отсутствовал нормативный документ, регулирующий механизм внедрения инноваций в производство. Во-вторых, имел место дефицит источников финансирования работ по внедрению результатов научных проектов. В последние годы в ряде вузов страны созданы структурные подразделения, ответственные за коммерциализацию науки. Однако практика показала, что они работают неэффективно. Передовой международный опыт доказывает, что подобные офисы целесообразнее создавать на базе национальных компаний и крупных предприятий или же на совместной базе «вуз - предприятие». Это позволит отойти от принципа «Наука предлагает производству» и реализовать принцип «Производство требует от науки». Это поможет «привязать» ученых к решению конкретных задач производства. В соответствии с Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы планируется, что к 2019 году 90 процентов научных проектов, администрируемых Министерством образования и науки, будут реализовываться только на условиях софинансирования. Для дальнейшего развития казахстанской науки сегодня необходимо решить сократить разрыв между наукой и образованием, создать условия для коммерциализации результатов научных исследований и развития научного предпринимательства, проводить мониторинг реализации научных исследований, а также наличия у университетов и научно-исследовательских институтов возможностей для интеграции в международном научном сообществе.Махметгали САРЫБЕКОВ, председатель Национального научного совета по приоритетному направлению науки «Интеллектуальный потенциал страны», ректор ТарГУ имени М. Х. Дулати