Новости

Яркое приключение

Яркое приключение

В Таразе подвели итоги первого областного квеста

Наша газета уже писала о том, что прошел областной молодежный исторический квест «Аңыз қала». Он был организован областным молодежным ресурсным центром как новая форма изучения истории родного края. Первый масштабный квест посвящен важному событию - Международной выставке ЭКСПО-2017. Главная цель игры - в интересной форме напомнить об основных событиях и героях истории страны.  

Бродилка

Каждое испытание проходило на отдельной площадке. По легенде события разворачивались в разные исторические эпохи, начиная с момента основания Казахского ханства и до нынешних дней. Одним из мест для очередного приключения организаторы выбрали парк «Жеңіс» имени Бауыржана Момышулы. Прежде чем попасть туда, нужно было разгадать следующую загадку: Табарсыз-ау болсаңыз сәл есті егер, Қанжығаңыз болмасын тек бос келер: Қызыл тасқа қашалыпты мүсін боп Волокаламск тас жолын көп кешкен ер. Ерлігімен көтерген ұл еңсені, Ұмытпайды осындағы ел соны. Жеке дара қасқайып тұр аймақта Оң қолында оқтан бетер семсері. То есть речь шла о месте, связанном с великим полководцем Бауыржаном Момышулы. - Мы сначала подумали, что это памятник, установленный перед зданием областного драматического театра. Однако вокруг него проводить испытания негде, кругом открытая местность. Потом мы вспомнили, что парк Жеңіс носит имя Бауыржана Момышулы, и поехали туда. И это был правильный вариант, - рассказывает член команды «Дерзкие и красивые» корреспондент газеты «Знамя труда» Наталья Корнева. На прохождение заданий в этом пункте давалось 13 минут. Организаторы вручили нам обгоревшее письмо с секретным заданием. По нему нужно было определить, о какой именно секретной операции идет речь. И здесь журналистам не было равных. Они не только определили, что это была операция «Марс», но и, ответив на ряд других вопросов, нашли ключ к следующему заданию. - Очень сложно было уложиться по времени. Например, чтобы открыть очередной сундук с заданием, необходимо было открыть кодовый замок. А чтобы узнать код, нужно решить задачу, расшифровав секретное послание. Мы чуть не заплакали, когда открыли сундук, потому что следующее задание нужно было собирать из клочков бумаги, а время поджимало! - не скрывает эмоций корреспондент нашей газеты Диана Калманбаева. Уже на последних секундах стало понятно, что следующим пунктом станет детская областная библиотека. После этого были еще скверы у памятников Абаю Кунанбаеву и Жамбылу Жабаеву, археологический парк «Древний Тараз». Участники разгадывали ребусы, загадки и отвечали на каверзные вопросы организаторов. Учитывалось все - от дисциплинированности команды до времени и качества прохождения каждого этапа.  

Умный в гору не пойдёт?

Место, где должны были проходить состязания второго дня, организаторы также не назвали конкретно. Всем командам было лишь сказано, что «завтра в 10 часов утра встречаемся в месте, где всегда неспокойно». - У нас было несколько вариантов, в том числе мечеть и базар. Так как на месте нынешнего археологического парка «Древний Тараз» был базар и состязания первого дня закончились именно там, мы решили, что нужно ехать туда. Уже вечером дома мама сказала, что это может быть Тектурмас. Ведь название это переводится как «неспокойное место». Существует даже легенда, что в пещере, расположенной рядом с мавзолеем, слышатся детский плач, девичий смех, окрики погонщиков, - рассказывает один из дерзких и красивых Кайрат Меклисов. С раннего утра к мавзолею начали съезжаться команды. Однако просто приехать к мавзолею - уж слишком легкое задание. Поэтому команда журналистов отправилась в сторону гор, где и наткнулась на организаторов соревнований. Оказалось, что нужно было приехать не к мавзолею, а в горы Тектурмас. Похоже, организаторы не были готовы увидеть нас, потому как все еще велись последние приготовления. Именно в этом месте, окутанном тайнами и легендами, участникам предстояло пройти еще один этап испытаний - соревнование по спортивному ориентированию на горной местности. По замыслу организаторов каждая команда должна была пройти неизвестную ей трассу через контрольные пункты, расположенные на местности. Пользоваться можно было лишь картами и компасом. - На каждом из пяти контрольных пунктов были установлены специальные указатели с лентой кодов для каждой команды. Добравшись до одного пункта, спорт-смены отрывают лишь один из них и отправляются к следующему. И к финишу каждая команда должна принести пять разных кодов. Общая протяженность трассы - полтора километра. Несмотря на то что время мы не ограничивали, быстрое прохождение участка приветствовалось, - пояснила организатор квеста, руководитель отдела областного молодежного ресурсного центра Арайлым Абдуалиева. С заданием справились лишь 18 из 24 команд. Многие снялись с дистанции еще до старта. Лучшее время показали атлеты из команды «Тенгри», которые пре-одолели дистанцию за 18 с лишним минут. Уже потом стало известно, что в составе команды были координаторы и члены сборной области по спортивному ориентированию, которая считается сильнейшей в республике. Команда журналистов же прошла данный этап за 52 минуты. В результате двухдневной борьбы третье место заняла команда Альянса студентов Казахстана «Жамбыл жастары», на втором месте команда «Найнти найн» из казахско-турецкого учетно-экономического колледжа. Победителями квеста стала сборная команда дебатеров «Ғарышкерлер».  

Работа над ошибками

Все участники понимали, что такое масштабное мероприятие проводилось в области впервые, поэтому недоработки и упущения со стороны организаторов принимались адекватно. Уж больно интересно было узнать, что за чудо-игра пришла в наши края. Однако изначально следовало уравнять условия для всех участников. Например, в первый день квеста некоторые команды передвигались по городу на своем авто, некоторые же пользовались общественным транспортом или ездили на такси. На второй день добираться в горы было нелегко даже нам на своей машине. Во-первых, дорогу не знали и сами организаторы. А во-вторых, ехать туда нужно было на внедорожнике. Такие недочеты отнимали много времени, и соревнования, которые должны были начаться в 10.00, стартовали ближе к обеду. Для школьников и студентов, которые добирались до места на такси, такое путешествие влетело в копеечку. Понятно, что организаторы хотели, чтобы игра запомнилась надолго, и включили в нее все, что могли. Однако ориентирование в горной местности - это все же спорт, причем тяжелый и травмо-опасный. Он требует хорошей физической подготовки и выносливости. Наверное, в будущем спортивные и интеллектуальные состязания лучше все-таки проводить отдельно. Кроме этого, хотелось бы, чтобы в следующий раз, когда массовые мероприятия будут проходить на открытом воздухе и тем более в горах, там дежурила бригада скорой медицинской помощи. Ведь безопасность участников должна быть превыше всего.

Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото автора и Нуркисы ТУРГЫНБЕКОВА

[gallery ids="23991,23989,23990"]