База для знаний
Что тормозит внедрение новых технологий
Прошло больше месяца с начала нового учебного года. Но до сих пор в школах имеются проблемы. Пути их решения, а также вопросы совершенствования учебного процесса стали предметом обсуждения в ходе партийных слушаний на площадке регионального филиала партии «Нұр Отан». В мероприятии приняли участие члены рабочей комиссии по направлению «Образование» Предвыборной программы партии «Казахстан-2021: Единство. Стабильность. Созидание», представители управления и руководители территориальных отделов образования, заместители акимов города Тараза и районов, депутаты маслихатов. Особо была обсуждена работа образовательных учреждений Кордайского и Мойынкумского районов. Накануне партийных слушаний туда были направлены члены комиссии, которые проинспектировали состояние дел. Итоги проверки озвучила куратор комиссии депутат областного маслихата директор средней школы № 17 имени Трубицына села Мерке Гульжан Тлеубердиева. По ее словам, проверены четыре школы (имени Жамбыла, имени Т. Рыскулова, имени М. Жумабаева и имени К. Рыскулбекова), а также три детских сада в Мойынкумском районе и четыре школы (имени Д. Кона-ева, имени М. Ломо-носова, имени Абая и имени Жамбыла), два детсада в Кордайском районе. Основное внимание было уделено документации и состоянию материально-технической базы образовательных учреждений. - В Мойынкумском районе в настоящее время действуют 25 школ, из которых 21 средняя, две основные и две начальные, - рассказала Г. Тлеубердиева. - Во всех прошедшим летом проведен текущий ремонт. Между тем некоторые из них нуждаются в капитальном ремонте. Здание средней школы имени Жумабаева не соответствует требованиям, там нет столовой, имеется лишь буфет. Проблема серьезная, так как данная школа является самой большой в районе, где бесплатное питание получают 268 школьников, а буфет рассчитан на 60 мест. Кроме того, эта точка общественного питания не имеет специального помещения для приготовления пищи, есть только газовая плита. Помимо этого, в ходе проверки выявлено, что у двух из имеющихся в школе интерактивных досок вышли из строя проекторы. На их ремонт средства не преду-смотрели. Не соответствует требованиям и столовая средней школы имени М. Ломоносова. В капитальном ремонте нуждается здание школы имени Жамбыла. Из 15 детских садов Мойынкумского района только 12 имеют внутренние санузлы. Но материально-техническая база всех детсадов позволяет полноценно вести воспитательный процесс. Никаких нареканий не прозвучало и по работе дошкольных учреждений Кордайского района (действуют 21 государственный и 16 частных детских садов). Особое внимание было уделено обучению детей с дополнительными потребностями. Сегодня в области 7750 таких ребят до 18 лет. В Мойынкумском районе по заключению психолого-медико-педагогической комиссии на дому обучаются 29 детей с дополнительными потребностями, инклюзивным образованием охвачено 64 ребенка. Семь детей обес-печены специальными программно-техническими средствами и оборудованием. В Кордайском районе проживают 858 детей с дополнительными потребностями. Инклюзивным образованием охвачено 425 из них, 230 детей обучаются на дому, из них 70 человек обес-печены программно-техническими средствами. Между тем в обоих районах не уделяется должного внимания созданию безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями: в школах и других общественных местах не предусмотрены удобные пандусы, нет специальных знаков и парковки. Также членами комиссии отмечены проблемы обеспечения некоторых школ доступом к высокоскоростному Интернету, в решении кад-ровых вопросов и другие. Работа по профилактике коррупции среди педагогов некоторыми директорами ведется формально. Впрочем, все эти недостатки неизбежны в условиях огромной нагрузки, лежащей на представителях сферы образования, которая уже несколько лет постоянно реформируется. На самом деле в нашей области огромное внимание уделяется сокращению количества аварийных и трехсменных школ. Строятся новые объекты образования, улучшается материально-техническая база общеобразовательных учреждений. Ведется работа по переходу на обучение на трех языках: английском, казахском и русском. Об этом участникам партийных слушаний рассказала руководитель управления образования акимата области Рахия Турмаханбетова. В настоящее время также внедряется обновленное образование. - Сегодня обновленное образование вводится для воспитанников детских садов региона. В настоящее время дошкольные учреждения области посещают 48405 ребятишек. Для них созданы обновленные образовательные программы, направленные на воспитание хорошо образованного, физически и духовно развитого гражданина страны. Также для внедрения обновленного содержания образования в средней школе применяется опыт Назарбаев Интеллектуальной школы. В соответствии с планом по новой программе в прошлом году обучались ученики первых классов. В этом году к ним присоединились учащиеся вторых, пятых и седьмых классов. В следующем по обновленной программе будут получать знания третьи, шестые, восьмые и десятые классы, - отметила Р. Турмаханбетова. Руководитель отдела образования акимата Кордайского района Бейкут Жамангозов согласился с выводами комиссии, рассказал, как устраняются выявленные недостатки, и подробно ответил на вопросы.Лариса РУБЦОВА