Чего-то не хватает…
Чего-то не хватает…
Нужно наладить учёт и управление
Наступило время подвести итоги развития туризма в Жамбылской области за прошедший год. Главным лейтмотивом прошлого сезона можно назвать проведение Международной выставки ЭКСПО-2017. Среди запомнившихся событий международный туристический форум, «обкатка» на региональном уровне фестиваля тюльпанов и строительство дорог. Но подсчитать реальный экономический эффект для региона от мероприятий не представляется возможным. В 2017 году управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития (один из его отделов курирует и сферу туризма) возглавила Карлыгаш Аралбекова. Проработав несколько месяцев в ведомстве, она пришла к выводу, который уже давно сам собой напрашивался: для полноценного развития индустрии путешествий необходимо отдельное управление, которое могло бы сосредоточиться на обстоятельной разработке стратегии в данной сфере и ее методичной реализации. По большому счету до сих пор это направление развивалось по остаточному принципу. Как нам сообщила К. Аралбекова, скорее всего, в 2018 году в области появится управление туризма. На недавней встрече с журналистами аким области Карим Кокрекбаев подтвердил эту информацию «Знамёнке». Любителям туризма остается надеяться, что возглавит новое ведомство человек инициативный, компетентный и порядочный. По данным управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития, Международную выставку ЭКСПО-2017 посетил 187221 житель нашей области, а в регионе побывало 45 тысяч туристов. Но надо честно признать, визиты эти если и были, то очень уж крат-косрочными. Следует заметить, что существующая система мониторинга индустрии путешествий не отражает реальное количество туристов, прибывших в регион, их передвижение по районам остается вне поля внимания статистики. Так, например, известно, что во время информационных туров, организованных управлением предпринимательства и индустриально-инновационного развития, гости посетили разные районы, но в официальной статистике эти данные никак не отражены. Ясно и то, что лишь мизерная часть из 45 тысяч туристов, которые пересекали границы нашей области, воспользовалась услугами турфирм. Объективно говоря, нам выжать из события года по максимуму не удалось. Жамбылцы даже не почувствовали присутствия такого количества гостей в регионе - в среднем по 500 человек в день. Складывается такое ощущение, что подавляющее большинство путешественников увидело наш край преимущественно из окон проходящих поездов. Иначе где вал фотографий и комментариев в Интернете по поводу наших достопримечательностей? Немногочисленные, хотя в целом и позитивные публикации участников инфотуров не в счет. Самая хорошая реклама - это отзывы людей. Очевидно, что в текущем году регион не готов был решать одновременно ряд задач. Акцент все-таки был сделан на то, чтобы в Астану отправить побольше людей. Тут мы план перевыполнили почти в два раза. Желание жамбылцев увидеть ЭКСПО своими глазами было естественным, ведь широкая пиар-кампания подстегивала этот интерес. Параллельно развернуть такую же рекламную кампанию, но уже достопримечательностей Жамбылской области для тех, кто пустился в путешествие по Казахстану, не получилось. Мы не смогли зажечь людей идеей посетить регион, задержать поток туристов здесь, заинтересовать многодневными маршрутами по местным достопримечательностям. Но вернемся к основным индикаторам успешности индустрии путешествий. Руководитель отдела туризма управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Жомарт Хажы согласен с тем, что статистическую отчетность нужно срочно совершенствовать. У нас нет полной информации о том, скольких приезжих туристов обслужили местные турфирмы, какой экономический эффект был от их деятельности. Без таких сведений трудно вообще говорить о том, какие факторы влияют на развитие индустрии путешествий в регионе. Это может как-то зависеть от сезонов года, от проводимых мероприятий, от качества турпродуктов… Пока что мы не видим четкой связи между всеми этими компонентами. Напрашивается вывод: нужно продумать и внедрить в мониторинг органов статистики экономические показатели в индустрии путешествий, обдумать методы сбора информации в этой сфере, чтобы получить объективную и полную картину о развитии отрасли. По итогам года управлению предпринимательства и индустриально-инновационного развития в зачет можно поставить строительство асфальтированной автомобильной дороги к комплексу Акыртас, а также аналогичной дороги к туристическому объекту «Тау Самалы». Во всяком случае, идею продвигало именно это ведомство. - На 2017 - 2019 годы за счет средств местного бюджета планируется строительство автомобильной дороги протяженностью 3,6 километра к городищу Баласагун, расположенному в Шуском районе, строительство автомобильных дорог общей протяженностью 7,7 километра к городищам Орнек и Кулан в Рыскуловском районе. Также проводится работа по привлечению инвесторов для строительства автомобильных дорог к роднику Аулие бастау протяженностью 1,7 километра, к юрточному городку Коксай в Жуалах протяженностью 6,7 километра и к кумысолечебнице крестьянского хозяйства «Шаушен» в Рыскуловском районе протяженностью 4,7 километра. Без развития инфраструктуры эффективно индустрию путешествий развивать невозможно, - подчеркивает Карлыгаш Аралбекова. В 2018 году региону можно будет сконцентрироваться на проведении международного фестиваля тюльпанов. Событийный туризм - один из самых распространенных способов привлечения гостей. На международном туристическом форуме в Таразе аким области Карим Кокрекбаев заручился поддержкой по этому поводу Кристы Пиккат, директора кластерного бюро Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану. Также перспективным в регионе видится целый ряд направлений: лыжные походы в Жуалах, водные сплавы по Таласу и Шу, конные прогулки, кумысолечение, оздоровительные практики на природе, системная поддержка парапланерного и массового велосипедного спорта, а также горных походов и туриад, развитие детского туризма и многое другое.Елена ЕФИМОВА, фото автора