Новости

Негативные аспекты

Негативные аспекты

Отличительные признаки радикализма

Религиозная ситуация в Казахстане в целом остается стабильной. Системная работа уполномоченных и правоохранительных органов способствует тому, что тенденций к обострению межконфессиональных отношений не отмечается. Однако с возрастанием в обществе роли религии обнажаются некоторые негативные аспекты, которые могут проявляться в крайних формах агрессии и радикализма отдельных граждан.  Религия в целом играет позитивную роль и направлена на духовное развитие. К сожалению, у некоторых людей представления о религии сегодня настолько искажены, что в них нет ничего высокого, духовного, разумного, а есть лишь сплошной негатив, который сталкивает между собой этносы и социумы. Не случайно в обсуждаемый в Мажилисе Парламента РК законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» вводятся новые понятия: «деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм». Их введение даст возможность четко определять и давать оценку деструктивной деятельности в сфере религии и противодействовать ей, сказал на презентации законопроекта министр по делам религий и гражданского общества Нурлан Ермекбаев. Вопросы религиозного радикализма и деструктивных религиозных течений очень актуальны для казахстанского общества, считает главный муфтий страны Серикбай кажы Ораз. «Деструктивность тех или иных течений определяется их отношением к казахским традициям, культуре и в целом национальным ценностям. Если представители течений отрицают национальные ценности, то это признак деструктивности. А если они считают, что только они на правильном пути, а все остальные не мусульмане, то это говорит о радикальных взглядах», - говорит он. В проекте закона также предусмотрен запрет на использование и пуб-личную демонстрацию атрибутов и внешних признаков деструктивных религиозных течений. Вводится запрет на ношение в общественных местах предметов одежды, препятствующих распознаванию лица. Предлагается, чтобы эта норма распространялась на всех, включая как наших граждан, так и иностранцев и лиц без гражданства. Исключение составляют лица с дипломатическим иммунитетом. Есть и еще одно новшество. Тем, кто не получил базовое религиозное высшее образование в Казахстане, будет ограничен выезд для обучения в зарубежных религиозных учебных заведениях. Также предлагается ряд требований для государственных служащих в части недопущения использования служебного положения в интересах религиозных объединений. Законопроектом также вносятся нормы по повышению прозрачности финансовой деятельности религиозных объединений для пресечения незаконной деятельности. Предлагается не подвергать детей, не достигших 16 лет, религиозным церемониям без сопровождения родителей или законных представителей, а также при возражении одного из родителей. Эксперты считают, что законотворческая работа позволит продолжить курс на модернизацию государственной политики в этой сфере с целью формирования казахстанской модели взаимодействия государства и религии, основанной на приоритетах светских ценностей и нулевой терпимости к деструктивным религиозным проявлениям. «Перед властями не стоит задача дискредитировать ислам, - говорит мусульманский общественный деятель Мурат Телибеков. - Цели преследуются иные. Мир находится в условиях террористической угрозы. Эта глобальная проблема распространяется сегодня и на Центральную Азию. Используя исламские лозунги, нечистоплотные политики пытаются реализовать свои интересы. Это происходит практически повсюду. Именно религиозные фанатики используются в качестве «пушечного мяса» для дестабилизации политической обстановки в стране. В то же время М. Телибеков считает, что определенные ограничения, вводимые сегодня правительствами многих стран, являются временными. Как только угроза религиозного экстремизма будет окончательно устранена, отпадет и необходимость в жестких законах. Кстати, по словам главного муфтия Казахстана, в 2017 году около тысячи казахстанских граждан отказались от деструктивных взглядов и сознательно вернулись в традиционный ислам.

Кукен ОРШАБЕКОВ