Содержание праздника нужно наполнить новым смыслом
Наурыз - праздник многоцветный и многогранный, несущий с собой радость обновления и дарящий надежды на будущее. Ежегодно в наших городах и селах он отмечается всенародно. И все-таки надо признать, что по размаху и масштабности, по уровню подготовки и организации Наурыз, зародившийся еще в глубокой древности, почему-то уступает празднованию Нового года по григорианскому календарю. Возможно, сказалось и то, что в Советском Союзе он долгое время был под запретом. Но ведь сейчас другое время, уже четверть века мы живем в независимой стране, и сами вправе решать свои дела, в том числе и праздничные. Не случайно в обществе все чаще звучат голоса с предложениями расширить и разно-образить формат Наурыз мейрамы. Свое мнение относительно организации и проведения Наурыза имеет и наш земляк почетный гражданин Мойынкумского района натуралист-этнограф Жаппар Сатылганов. Его, в частности, огорчает, что многие из нас воспринимают Наурыз мейрамы не как всенародный праздник, а как нечто показное, не касающееся напрямую лично его. А потому и отношение к нему какое-то потребительское: мол, что я буду иметь от этого. Даже наурыз коже в местах, где проходят народные гулянья, готовят приглашенные повара за определенную плату, а к дастархану в юртах приглашаются лишь избранные из числа важных чиновников. - Наурыз символизирует начало нового года. Почему бы именно к этому празднику не приурочить отчеты акимов и других чиновников о работе, проделанной за прошедший год? - задается вопросом Ж. Сатылганов. По мнению аксакала, свою лепту в создание всеобщего праздничного настроения могли бы внести и предприниматели, объявив акции по снижению цен на товары и услуги. Приподнятому настроению способствовали бы и красочно оформленные упаковки с символикой Наурыза и пожеланиями «Ұлыс оң болсын!», «Ақ мол болсын!». Вот и министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы в своем недавнем интервью на страницах республиканской газеты «Егемен Қазақстан» заявил, что в празднование Наурыза следовало бы внести новые штрихи и краски, чтобы он стал более ярким и долгожданным. Он справедливо отмечает, что надо уходить от старых форм организации мероприятий, когда за дастархан в юрты приглашаются избранные, а другие являются лишь сторонними наблюдателями. На то он и праздник, чтобы в его орбите были все, кто пришел. По мнению министра, в первую очередь праздничным настроением надо «заразить» детей. Чем интересны Рождество и Новый год? Прежде всего, атрибутами - Санта-Клаусом, Дедом Морозом, елкой, новогодней мишурой, подарками. Почему бы нам не заинтересовать детей чем-нибудь подобным? Ведь и у нас есть свой почтенный Кыдыр-ата. Почему бы не расширить его полномочия? Благословения старца, конечно, нужны. Но ему не обязательно быть лишь в узком кругу почетных людей. Основную часть времени он должен проводить среди детишек, быть заводилой и затейником, чтобы они запомнили этот праздник надолго и ждали его нового прихода с нетерпением. До настоящего времени у казахстанского Наурыза нет официально закрепленной эмб-лемы. А. Мухамедиулы предлагает в качестве символа праздника выбрать тюльпан. Именно эти яркие цветы должны, по его мнению, преобладать в праздничных букетах, преподносимых для дорогих и близких людей. Наурыз мейрамы не ограничивается двумя-тремя днями. Он приходит с началом весеннего равноденствия и продолжается до самого апреля. Поэтому следовало бы каждый из этих дней наполнить мероприятиями культурно-духовного содержания. Один из них можно было бы назвать Днем семьи, другой - Днем благотворительности, третий - Днем посадки деревьев и так далее. Что касается благотворительности, то ей следует придать массовый характер, с привлечением спонсоров, меценатов, волонтеров. Самой распространенной формой этой доброй акции могла бы стать бесплатная раздача наурыз коже, баурсаков, лепешек, считает министр. Содержание Наурыз мейрамы однозначно нуждается в обновлении. Людям, надо признать, поднадоели однотипные показы народных традиций и обычаев. Возможно, в первые годы празднования возрожденного Наурыза такая форма праздничных мероприятий еще оправдывала себя. Но ведь с того времени прошло почти три десятка лет, а мы из года в год демонстрируем одно и то же. Инициатива по обновлению праздника должна исходить из народа. Каждый из нас вправе внести в его содержание свою лепту. А начать можно с простого. Почему бы, например, в предпраздничные и праздничные дни не выходить на улицу, в том числе и на работу, в национальной одежде? Почему бы не дарить друг другу подарки, как это обычно делается в преддверии нового календарного года? Почему бы не встречать день весеннего равноденствия в ночь с 21 на 22 марта в кругу родных и близких с пожеланиями добра и счастья? Все это в наших руках. Надо лишь про-явить инициативу, быть более активными. Ведь Наурыз - это, пожалуй, единственный официальный праздник, который не регламентируется какими-то циркулярами сверху. Как он будет организован и как пройдет - все это во многом зависит от нас самих. Отрадно, что в обществе уже прослеживается тенденция по качественному обновлению содержания праздника. В Таразе, например, Наурыз начали отмечать с 14 марта, возродив древний казахский обычай көрісу. По соответствующей тематике прошли и другие дни. Вчерашний день прошел под знаком единения людей, проживающих в нашем крае. Этнокультурные объединения области устроили яркий фестиваль дружбы. Свою лепту в праздничный настрой внесли также сотрудники отдела образования города Тараза и руководство Жамбылского политехнического колледжа. В первых числах марта они оказали благотворительную помощь семьям, оказавшимся в затруднительном материальном положении. Эстафета добрых дел проходит и в других городах нашей страны. Так, молодежь Астаны организовала фестиваль баурсаков. В течение недели волонтеры ежедневно раздавали жителям и гостям столицы по 4 тысячи вкусных изделий. А всего в рамках фестиваля было изготовлено 25 тысяч баурсаков общим весом свыше одной тонны. Хочется верить, что подобного рода благотворительные акции станут традиционными в преддверии замечательного праздника весеннего равноденствия.Кукен ОРШАБЕКОВ