Три составляющие успеха
«Да что же это такое? Разве можно так издеваться над детьми? Зачем нам это трехъязычие, когда свой язык не можем выучить как следует?» Редко когда посиделки в семейном кругу или с друзьями обходятся без разговоров на эту тему. Робкие попытки отдельных сородичей доказать полезность принятого Правительством курса натыкаются на непонимание или же отвергаются. Но караван уже определил направление своего движения, и караванщик убежден, что это направление - самое верное. А замыкающийся в своей скорлупе рано или поздно обречен на загнивание. Надо быть открытым миру, и тогда ты не останешься на обочине истории. Об этом вот уже более десяти лет твердит Глава государства Нурсултан Назарбаев. Культурный проект «Триединство языков» Президент предложил еще в 2007 году, назвав его в числе приоритетных и выделив как отдельное направление внутренней политики. «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это казахский - государственный язык, русский - язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику». То есть все предельно ясно и просто: развиваем государственный язык, поддерживаем русский и изучаем английский. Под это дело подведена мощная финансовая база. Тем самым мы поворачиваемся лицом к общемировым тенденциям и стандартам, открывающим перед нашей молодежью новые возможности. По официальной статистике, в настоящее время тремя языками владеют лишь немногим более 20 процентов казахстанцев, иными словами, менее четверти населения страны. Выходит, что три четверти остаются в узких рамках знания одного-двух языков, не осознавая того, что обделяют себя духовно и ограничивают для себя горизонты видения мира. «Когда человек знает больше, чем один язык, у него есть несколько картин мира, это несопоставимо более богатая жизнь, - считает нейролингвист доктор филологических наук, доктор биологических наук, профессор Санкт-Петербургского госуниверситета Татьяна Черниговская. - Язык в большой мере определяет то, как мы смотрим на мир и как его воспринимаем. Согласно гипотезе Сепира-Уорфа (гипотезе лингвистической относительности), которую сегодня активно обсуждают в науке, язык влияет на наше мышление и процесс познания. Изучать иностранные языки нужно не потому, что это полезно для путешествий - сейчас можно обойтись английским, а потому что, проникая в другой язык, вы проникаете в другие миры. Зачем люди учат латынь, древнегреческий, шумерский? Ведь этих шумеров, древних греков и латинян давно нет. И все же представить себе, в каком мире они жили, можно, изучив их языки. Владение языком - это не вопрос технического благополучия, когда можно в Китае пойти в магазин и сказать правильные слова. Дело не в этом, а в том, что вы расширяете свой мир». Полностью согласен с доводами уважаемого ученого. Пользуясь случаем, расскажу немного о своем жизненном опыте. Знание русского языка позволило мне окунуться в прекрасный мир поэзии Александра Пушкина, Сергея Есенина, Михаила Исаковского, Евгения Евтушенко. Я с упоением читал прозу Чехова, Паустовского, Шолохова, Распутина и других замечательных мастеров слова. Повзрослев, я обрел новый мир. Он раскрылся передо мной мелодиями Курмангазы и Шамши Калдаякова, поэзией Мукагали Мукатаева и Фаризы Онгарсыновой. Я почувствовал себя обогащенным вдвойне и искренне жалел и до сих пор жалею своих русскоязычных друзей, замыкающихся в узком языковом пространстве и не желающих расширить горизонты своего видения мира. В то же время я глубоко сожалею о том, что в свое время не приложил требуемых усилий по освоению английского языка. Вне моего видения и познания остался громаднейший пласт знаний. Осталось нераскрытым окно в мир европейской литературы и искусства. Успокаивает лишь то, что мои дети в совершенстве освоили язык Шекспира и могут свободно читать и общаться на английском. Отлично знают они и свой родной язык, и русский. Научно доказано, что любое обучение меняет мозг. А когда мозг учится, в нем увеличивается количество и качество нервных связей, эффективность серого и белого вещества растет. Поэтому независимо от того, чем этот мозг занят, решает ли он кроссворды, что конкретному человеку кажется трудной задачей, или доказывает сложные теоремы, которые в качестве умственной работы подходят совсем для других людей, это улучшает мозг. Это актуально в любом возрасте, поскольку нейронная сеть развивается каждую секунду. Мозг меняется всегда, даже в 90 лет. Изучение иностранных языков в этом смысле чрезвычайно эффективно благодаря переключению кодов. Когда вы переходите с одного языка на другой, для мозга это очень трудная работа. А трудная - значит хорошая. Ученые считают: чем моложе мозг, тем он пластичнее, то есть тем более способен к обучению и изменению. Поэтому чем раньше человек что бы то ни было начинает изучать, тем больше от этого толку. В отношении иностранных языков это втройне так. Это не значит, что во взрослом возрасте этим не стоит или нельзя заниматься, - просто в детстве такие занятия намного эффективнее. Эксперименты показывают, что люди, знающие больше чем один язык, отодвигают потерю памяти на несколько лет за счет развития нейронных связей. Когда человек владеет несколькими языками, у него интенсивнее работает нейронная сеть. Мозг в таком случае будет более сохранен. Это отодвигает теоретически возможное снижение интеллектуальных способностей, в том числе снижение памяти. Полиглот всегда будет в выигрышном положении, нежели человек, владеющий одним или двумя языками. А это очень важно сегодня, когда на первый план выходит качество человеческого капитала - навыки и умения, а также способность творчески их применять и извлекать из этого практическую пользу. Престиж знания, престиж образования в современных условиях становится все более высоким. Будем откровенны: до программной статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» вопрос о современных конкурентоспособных человеческих ресурсах для Казахстана никем не ставился. Несомненно, его прозорливость как раз проявляется в том, что он своевременно и очень точно уловил момент, когда государству и всем его гражданам надо менять свое мышление. Иного варианта движения вперед в условиях ужесточающейся конкуренции нет и быть уже не может.Кукен ОРШАБЕКОВ